→ Работа с программой inkscape пошаговая инструкция. Учимся рисовать в графическом редакторе Inkscape. Перемещение, изменение размера и вращение

Работа с программой inkscape пошаговая инструкция. Учимся рисовать в графическом редакторе Inkscape. Перемещение, изменение размера и вращение

В этом разделе учебника изложены основы работы с Inkscape. Кроме того, это обычный документ Inkscape: вы можете его просматривать, редактировать, копировать и сохранять.

Урок охватывает приёмы ориентирования на холсте и работу с документами. Он даёт начальное представление о рисующих фигуры инструментах, о выделении, о редактировании и группировке фигур, об установке параметров заливки и обводки, выравнивании и распределении объектов. Более сложные темы смотрите из меню «Справка».

Перемещение по холсту

Есть множество способов перемещаться по холсту. Попробуйте Ctrl+стрелки для перемещения при помощи клавиатуры (к примеру, попробуйте такую комбинацию для смещения документа вниз). Вы также можете передвигаться по холсту, зажав его поверхность средней клавишей мыши, или при помощи ползунков (нажмите Ctrl+B для того, чтобы показать или спрятать ползунки). Колесо прокрутки мыши также работает для вертикального перемещения. Для горизонтального перемещения используйте Shift вместе с колесом мыши.

Изменение масштаба

Проще всего изменять масштаб клавишами - или + (для увеличения работает и =). Также можно использовать следующие варианты сочетания клавиш: Ctrl+средняя клавиша мыши или Ctrl+правая кнопка мыши - для увеличения, Shift+средняя, Shift+правая или колесо мыши с нажатым Ctrl - для уменьшения. Значение указано в процентах, набрав нужное, нажмите Enter. Кроме того, в программе Инструмент масштабирования (среди инструментов слева) можно увеличивать только необходимую выделенную область.

Inkscape хранит историю масштабов, которые вы использовали при работе. Для того чтобы вернуться к предыдущему состоянию, нажмите клавишу ` или для перехода к следующему состоянию Shift+` .

Инструменты Inkscape

Панель со значками в левой части окна представляет инструменты Inkscape для рисования и редактирования. В верхней части окна (под меню) находится Панель управления с основными командными кнопками и панель Параметры инструментов (чуть ниже панели управления), содержащая параметры, специфичные для каждого инструмента. Строка состояния (внизу окна) будет показывать полезные подсказки во время вашей работы.

Многие действия доступны с клавиатуры. Полный справочник по клавишам находится в меню «Справка > Использование клавиатуры и мыши».

Работа с документами

To create a new empty document, use File > New or press Ctrl+N . To create a new document from one of Inkscape"s many templates, use File > New from Template... or press Ctrl+Alt+N

To open an existing SVG document, use File > Open (Ctrl+O). To save, use File > Save (Ctrl+S), or Save As (Shift+Ctrl+S) to save under a new name. (Inkscape may still be unstable, so remember to save often!)

Inkscape использует формат SVG (Scalable Vector Graphics - Масштабируемая векторная графика) для своих файлов. SVG является открытым стандартом и широко используется в графических пакетах. Формат SVG использует язык разметки XML, поэтому файлы в этом формате могут редактироваться любым текстовым или XML-редактором (отдельно от Inkscape). Помимо SVG, в Inkscape можно работать и с другими форматами (например, EPS и PNG).

Для каждого документа Inkscape открывает новое окно. Вы можете переключаться между ними разными способами в зависимости от настроек менеджера окон (например, Alt+Tab), либо используя собственное сочетание клавиш Inkscape - Ctrl+Tab для переключения между документами по кругу. Для практики попробуйте создать несколько новых документов и переключайтесь между ними. Примечание: Inkscape относится к этим окнам как к вкладкам в браузере, а это значит, что Ctrl+Tab работает только для документов, запущенных в одном процессе. Если вы откроете несколько документов через файловый менеджер или запустите несколько копий Inkscape, то переключение работать не будет.

Создание фигур

Настало время фигур! Выберите синий прямоугольник в полоске слева (или нажмите F4). Наведите курсор мыши на документ (тут же или в новом созданном окне), нажмите левую клавишу мыши и переместите её курсор в сторону - вы получите прямоугольник:

Как видите, по умолчанию прямоугольник залит синим цветом, имеет чёрную обводку и частично прозрачен. Ниже вы увидите, какими способами можно изменять эти параметры. Другими инструментами вы также можете создавать овалы, звезды и спирали:

Рассмотренные инструменты называются инструментами фигур . Каждая созданная фигура имеет один или несколько белых прямоугольников управления (ручек) . Попробуйте перемещать их в пределах документа и обратите внимание на изменение фигуры (белые точки видны только тогда, когда выбран один из четырёх инструментов: синий квадрат, коричневый круг, жёлтая звёздочка или спираль). У панели Параметры инструментов свой способ изменения фигур. Управляющие элементы в ней влияют на выбранные в настоящий момент объекты (т.е. те, ручки которых видны), а также определяют параметры новых фигур.

Для отмены последнего действия действует комбинация Ctrl+Z (если вы изменили решение, можно вернуть отменённое действие, используя Shift+Ctrl+Z).

Перемещение, изменение размера и вращение

Наиболее популярный инструмент в Inkscape - Селектор . Выбрать его можно щелчком по чёрной стрелке (либо нажав F1 или пробел. Этим инструментом вы можете выбрать любой объект на холсте. Щёлкните мышью по квадрату, изображённому на иллюстрации:

Вокруг объекта вы увидите восемь стрелок. Теперь вы можете:

    Передвигать объект (с нажатым Ctrl перемещения ограничиваются двумя осями: горизонтальной и вертикальной).

    Менять размер объекта, потянув за любую из стрелок (меняя размер с нажатым Ctrl , вы сохраните пропорции оригинала).

Щёлкните мышью по прямоугольнику ещё раз - направление стрелок изменится. Теперь вы можете:

    Поворачивать объект, потянув за угловые стрелки (с нажатым Ctrl объект будет поворачиваться шагами по 15 градусов; сместив крестик, вы сместите центр вращения).

    Перекашивать (наклонять) объект, двигая неугловые стрелки (с нажатым Ctrl перекашивание будет производиться с шагом в 15 градусов).

В этом режиме (режиме выделения объектов) вы так же можете менять размеры и расположение выделения на холсте, используя поля вверху.

Изменение формы при помощи клавиш

Одна из особенностей Inkscape, отличающая его от большинства других редакторов векторной графики - удобное управление с клавиатуры. Трудно найти команду или действие, которые было бы невозможно выполнить с клавиатуры, и изменение формы объектов - не исключение.

Вы можете использовать клавиатуру для перемещения объектов (клавиши-стрелки), изменения размера (клавиши < и >) и вращения (клавиши [ и ]). По умолчанию шаг перемещения и смены размера равен двум пикселам. С нажатой клавишей Shift это значение увеличивается в 10 раз (и становится равным 20 пикселам). Клавиши Ctrl+> и Ctrl+< увеличивают или уменьшают объект на 200% или 50% от оригинала соответственно. С нажатой клавишей Ctrl вращение будет выполняться с шагом в 90 градусов вместо 15.

Кстати говоря, наиболее удобны пиксельные изменения формы , производимые с нажатой клавишей Alt и клавишами изменения форм. Например, Alt+стрелки будут двигать выбранное на 1 пиксел данного масштаба (т.е. на 1 пиксел экрана , не путайте с пикселом, который является SVG единицей длины и отличается от пиксела масштаба). Это означает, что если вы увеличили масштаб, то Alt+стрелка даст меньшее смещение от абсолютного измерения, что по-прежнему будет выглядеть как смещение на пиксел на экране. Это даёт возможность точно разместить объект, изменяя масштаб.

Схожим образом Alt+> и Alt+< изменяют размер на один пиксел, а Alt+[ и Alt+] вращают объект на один пиксел.

Alt+стрелка и некоторые другие комбинации клавиш могут не работать, если используемый в Linux оконный менеджер перехватывает эти клавишные события прежде, чем они достигнут Inkscape. Обычно этот вопрос решается настройкой оконного менеджера.

Выделение нескольких объектов

Вы можете выбрать любое количество объектов одновременно, нажав Shift+щелчок на желаемых объектах. Также можно выбрать объекты рамкой выделения - так называемым резиновым выделением (рамка выделения появляется тогда, когда выделение начинается с пустого места, а с нажатой клавишей Shift рамка выделения появится и над объектом). Практикуйтесь в выделении на этих трёх фигурах:

Теперь, используя «резиновое» выделение (без или с клавишей Shift), выделите эллипсы, но не прямоугольник:

Каждый выделенный объект отображается с пунктирной рамкой вокруг него. Благодаря этой рамке просто определить, какой объект выделен, а какой нет. Например, если выбрать оба эллипса и прямоугольник под ними, то без пунктирной рамки будет сложно понять, выделены эллипсы или нет.

Shift+щелчок на выделенном объекте исключает его из общего выделения. Попробуйте для практики выбрать три объекта сверху, а после этого, используя Shift+щелчок, исключите эллипсы, оставив выделенным только прямоугольник.

Нажатие Esc сбросит все выделения. Ctrl+A выделяет все объекты в пределах активного слоя (если вы не создавали слоёв, то это равносильно выделению всех объектов документа).

Группировка

Несколько объектов могут быть объединены в группу . При перемещении и трансформации группа ведёт себя также как и обычный объект. Как следует из иллюстрации ниже, три объекта слева независимы, в то время как правые объекты сгруппированы. Попробуйте перетащить сгруппированные объекты.

Для создания группы нужно выбрать один или более объектов и нажать Ctrl+G . Разгруппировать их можно, нажав Ctrl+U и предварительно выбрав группу. Сами по себе группы могут быть сгруппированы и как одиночные объекты. Подобная поэтапная группировка может быть сколько угодно сложной. При этом следует помнить, что Ctrl+U разгруппирует только последнюю группировку. Нужно нажать Ctrl+U несколько раз, если вы хотите полностью разгруппировать сложносгруппированные группы в группе.

Очень удобно то, что вам не нужно разбивать группу для редактирования отдельных объектов. Выполнив Ctrl+щелчок по объекту, вы его выберете и сможете редактировать. Таким же образом работает комбинация Shift+Ctrl+щелчок, позволяющая редактировать несколько объектов независимо от группы. Попробуйте трансформировать или переместить отдельные объекты из предыдущего примера (правая верхняя картинка) без разгруппировки, затем выберите всю группу обычным образом и убедитесь, что объекты остались сгруппированными.

Заливка и обводка

Probably the simplest way to paint an object some color is to select an object, and click a swatch in the palette below the canvas to paint it (change its fill color). Alternatively, you can open the Swatches dialog from the View menu (or press Shift+Ctrl+W), select an object, and click a swatch to paint it (change its fill color).

Но более грамотным способом будет выбор диалога «Заливка и обводка...» через меню Объект (Shift+Ctrl+F). Выберите нижнюю фигуру и откройте диалог «Заливка и обводка...».

Диалог содержит три вкладки: «Заливка», «Обводка», и «Стиль обводки». Вкладка «Заливка» позволит вам изменить заполнение выбранного объекта (или объектов). Используя кнопки под вкладкой, вы можете выбрать тип заливки, включая режим «Нет заливки» (кнопка со знаком X), режим «Сплошной цвет», режимы «Линейный градиент» или «Радиальный градиент». Для приведённой выше фигуры будет нажата кнопка «Сплошной цвет».

Чуть ниже расположены кнопки-варианты выбора цвета . Каждый вариант имеет свою вкладку: RGB, CMYK, HSL, и «Круг». Вероятно, самым удобным вариантом является «Круг», в нём можно выбрать тон цвета, вращая треугольник, а затем подобрать насыщенность и яркость в самом треугольнике. Все варианты выбора цвета имеют возможность менять альфа-канал (прозрачность) выбранного объекта (или объектов).

Каждый раз при выборе объекта вкладка «Заливка и обводка...» показывает текущее значение для данного объекта (для нескольких одновременно выбранных объектов, вкладка цвета показывает их усреднённый цвет). Экспериментируйте на этих примерах:

Используя вкладку «Обводка», вы можете убрать обводку объекта, установить его цвет или прозрачность:

Последняя вкладка «Стиль обводки» позволит вам изменить толщину и другие параметры обводки:

И, наконец, вместо сплошной окраски можно использовать Градиенты для заливки и/или обводки:

При переключении с режима «Сплошной цвет» на режим градиента, создаваемый градиент использует предыдущий цвет и направлен от насыщенности к прозрачности. Переключитесь на инструмент для градиентов (выбрав инструмент в левой панели или нажав Ctrl+F1). При перемещении рычагов градиента - видно, что рычаги связаны линиями, которые определяют направление и длину градиента. Если какой-нибудь из рычагов градиента выбран (подсвечен синим), то диалог «Заливка и обводка...» устанавливает цвет рычага (цвета части градиента), а не выбранного объекта.

Ещё один способ изменить цвет объекта - использовать инструмент «Пипетка» («Брать усреднённые цвета из изображений» (F7)). Выбрав этот инструмент, щёлкните мышью в любой части рисунка, и полученный цвет будет присвоен выбранному до этого объекту (Shift+щелчок присвоит цвет обводке).

Дублирование, выравнивание, распределение

Одним из наиболее распространённых действий является дублирование объекта (Ctrl+D). Дублирование размещает дубликат над оригиналом и делает его выделенным так, что вы можете переместить его в сторону при помощи мыши или клавиш со стрелками. Попробуйте построить линию из копий этого квадрата:

Chances are, your copies of the square are placed more or less randomly. This is where the Align and Distribute dialog (Shift+Ctrl+A) is useful. Select all the squares (Shift+click or drag a rubberband), open the dialog and press the “Center on horizontal axis” button, then the “Make horizontal gaps between objects equal” button (read the button tooltips). The objects are now neatly aligned and distributed equispacedly. Here are some other alignment and distribution examples:

Z-порядок

The term z-order refers to the stacking order of objects in a drawing, i.e. to which objects are on top and obscure others. The two commands in the Object menu, Raise to Top (the Home key) and Lower to Bottom (the End key), will move your selected objects to the very top or very bottom of the current layer"s z-order. Two more commands, Raise (PgUp) and Lower (PgDn), will sink or emerge the selection one step only , i.e. move it past one non-selected object in z-order (only objects that overlap the selection count, based on their respective bounding boxes).

Практикуйтесь в использовании этих команд, развернув Z-порядок нижестоящих объектов так, чтобы крайний левый эллипс оказался вверху, а крайний правый - в самом низу:

Очень полезная клавиша для выделений объектов - Tab . Если ничего не выбрано, данная клавиша выделяет самый нижний объект по оси Z; при других условиях она выбирает объект, находящийся над выбранным объектом (объектами) на оси Z. Shift+Tab срабатывает наоборот, переключая от верхнего к нижнему, так как при создании объекта он добавляется вверх Z-уровня. И если нет выделения, нажатие Shift+Tab выберет последний созданный объект. Опробуйте использование Tab и Shift+Tab на стопке эллипсов вверху.

Выделение объектов под объектами и перемещение выделенного

Что вы будете делать, если нужный вам объект закрыт другим объектом? Вы можете видеть нижний объект, если верхний (частично) прозрачен, но щёлкнув мышью по нужному, вы сделаете выделенным верхний объект, а не тот, что вам нужен.

В такой ситуации может помочь комбинация Alt+щелчок. Для начала щёлкните мышью по объекту, зажимая при этом клавишу Alt . В результате будет выбран тот объект, что сверху, как и при обычном выделении. Но при повторном нажатии Alt+щелчок в этом же месте выделенным станет нижний объект, ещё нажатие - и выделение сместится на объект уровнем ниже и т.д. Таким образом, несколько нажатий Alt+щелчок на стопке объектов будут перемещать выделение от верхнего объекта к нижнему на оси Z. Добравшись до самого нижнего объекта, нажатие Alt+щелчок выберет самый верхний объект.

[ Alt+щелчок может не работать в Linux, если используемый оконный менеджер зарезервировал эти события для собственных надобностей. Попробуйте или изменить настройки оконного менеджера, или заставьте его использовать клавишу Meta (она же клавиша Windows), для того, чтобы Inkscape и другие приложения могли свободно использовать Alt.]

Это замечательно, но что вы теперь будете делать с выделенным объектом, находящимся под объектом? Вы можете менять его форму и передвигать за управляющие ручки, но при попытке перемещения самого объекта ваше выделение сбросится и выделенным станет объект, находящийся выше (таким образом работает система щелчок-и-перемещение - сначала она выбирает объект (верхний) под курсором, а потом уже даёт возможность его перемещать). Чтобы назначить Inkscape перемещать то, что выбрано сейчас , не выбирая ничего другого, используйте Alt+перемещение (мышью) . Эта комбинация будет перемещать нужное выделение вне зависимости от того места, где движется курсор мыши.

Практикуйте Alt+щелчок и Alt+перемещение (мышью) на двух коричневых фигурах под зелёным прозрачным прямоугольником:

Selecting similar objects

Inkscape can select other objects similar to the object currently selected. For example, if you want to select all the blue squares below first select one of the blue squares, and use Edit > Select Same > Fill Color from the menu. All the objects with a fill color the same shade of blue are now selected.

In addition to selecting by fill color, you can select multiple similar objects by stroke color, stroke style, fill & stroke, and object type.

Заключение

Урок по основам работы с Inkscape на этом закончен. В нём рассмотрена малая часть возможностей Inkscape, но со знаниями, которые вы получили, можно создавать простые и полезные графические работы. Описание более сложного материала можно найти в учебнике «Второй уровень» и других учебниках в меню «Справка > Учебник ».


Inkscape (Инкскейп) - мощный редактор для создания векторной графики, художественных и технических иллюстраций практически любой сложности.

Inkscape предназначен для создания презентаций, логотипов, визиток, плакатов, иллюстраций для офисных циркуляров, технических иллюстраций (схемы, графики) и многого другого...

В Inkscape возможно создание векторной графики для высококачественной печати (с предварительным импортом SVG в Scribus) , веб-графики (от баннеров до макетов сайтов) , пиктограмм для приложений, кнопок сайтов и графики для игр.

История Inkscape началась с того, что нескольких программистов и пару дизайнеров, умеющих писать код, перестали устраивать условия разработки редактора векторной графики . Поняв, что они не смогут в должной степени применить свои навыки, они организовали новый проект, который назвали Inkscape .


В Inkscape используется собственный «движок» рендеринга livarot (в дальнейшем возможен переход на Cairo) , имеет мощную инфраструктуру для исполнения сценариев (написанных на Perl, Python и Ruby) . SVG основан на языке разметки XML и к нему пишутся расширения, например реализующие поддержку новых форматов данных.

Inkscape использует стандарт W3C под названием Scalable Vector Graphics (SVG ). Формат SVG позволяет создавать иллюстрации различного типа, в том числе анимированные.

Inkscape имеет собственный формат документов (основаный на SVG v1.1) , сразу содержит ряд расширений для увеличения функциональности.

Документы Inkscape SVG можно сохранить как Plain SVG с возможностью изменять не поддерживаемые в обычном SVG элементы как контуры. Документы можно сохранять и открывать в сжатом виде, с использованием алгоритма компрессии gzip .

В Inkscape поддерживаются такие возможности SVG как фигуры, контуры, текст, маркеры, клоны, альфа-канал, трансформации, градиенты, текстуры и группировка. Возможно использование групп SVG как слоёв и перемещение документов между слоями.

Inkscape также поддерживает метаданные Creative Commons , правку узлов, слои, сложные операции с контурами, векторизацию растровой графики, текст по контуру, завёрстанный в фигуру текст, редактирование XML -данных напрямую и многое другое.

Inkscape удобен в использовании и имеет привычные инструменты: Выделение, Масштабирование, Правка узлов, Прямоугольник, Эллипс, Звезда, Спираль, Линия от руки, кривые Безье, Каллиграфическое перо, Текст, Соединительные линии, Градиент, Пипетка.

Меняющие контур режимы инструмента Корректор позволяют толкать, сокращать, наращивать, отталкивать, притягивать и огрублять любой контур для произвольного изменения формы объектов.

Принцип работы меняющих цвет режимов нового инструмента Корректор, похож на принцип работы мягкой кисти в редакторах растровой графики. Если в рисунке есть несколько объектов, можно выбрать их все и рисовать по ним любым цветом заливки или обводки.

Inkscape имеет удобную контекстную панель параметров инструментов, поставляется с набором текстур, доступных через диалог «Заливка и обводка » (можно легко и просто залить объект текстурой в виде полосок, шахматных клеток или узором в горошек) .

Инструмент «Заливка и обводка » обладает большими возможностями, работает ровно так же, как его аналог в редакторах растровой графики, щелчок по области заполняет её выбранным цветом, позволяя выполнить задачу намного быстрее.

При помощи динамического эффекта "Контур " вдоль контура можно направлять один контур вдоль другого. При помощи обычного инструмента правки узлов контур A может редактироваться прямо на холсте, и результат будет обновляться на лету (функция является эквивалентом «векторных кистей» и «скелетных штрихов» в других редакторах векторной графики) .

В каллиграфическом пере есть функций позволяющие использовать Inkscape для имитации ксилографии, которое позволяет менять затемнённость нарезок штрихов в любой точке и даже стирать части рисунка. Возможно использование "клонов " и вставки стиля (присваивание свойств заливки и штриха одного объекта другому) .

Inkscape имеет встроенный векторизатор растровых изображений, использующий SIOX для выделения объектов на переднем плане. Расширенные возможности работы с клонами объектов, создание узора из клонов при помощи любой из 17 групп симметрии, поддержку наклона и силы нажатия стилуса при использовании графических планшетов (инструмент Каллиграфическое перо) .

Inkscape поддерживает коллективное рисование через протокол XMPP (Jabber) , есть встроенный редактор XML -кода документа с деревом объектов (для доступа к пока не поддерживаемым в графическом интерфейсе параметрам документа) .

Inkscape импортирует файлы в таких форматах как: SVG, SVGZ, EMF, EPS, PostScript, Dia, AI, Sketch, PNG, TIFF, JPEG, XPM, GIF, BMP, WMF, WPG, GGR, ANI, ICO, CUR, PCX, PNM, RAS, TGA, WBMP, XBM, XPM.

Интерфейс векторного графического редактора Inkscape состоит из управляющих элементов и функций, призванных сделать работу художника простой и удобной. Интерфейс векторного графического редактора Inkscape состоит главным образом из рабочего окна, в котором можно создавать и управлять чертежам. В окне расположены управляющие и информационные инструменты, работа с которыми описана на этой странице.

Окно интерфейса Inkscape можно разделить на девять основных областей:

  • 1. Главное меню (Главное меню в верхней части окна)
  • 2. Панель инструментов
  • 3. Контекстная панель управления
  • 4. Разметка, линейки, направляющие и сетки
  • 5. Панель элементов управления
  • 6. Окно инструментов
  • 7. Холст
  • 8. Палитра
  • 9. Строка состояния

Описанные выше панели инструментов и управления, доступные в inkscape могут занимать значительное пространство экране монитора. Чтобы уменьшить размер панели инструментов, выберите в главном меню "Файл" -> "Настроить Inkscape...". Затем выберите вариант "интерфейс". Здесь вы можете самостоятельно установить большие или маленькие значки панели команд, панели элементов и т.д.

Главное меню

Как и в большинстве других программ, содержит основные функции работы с программой: работа с файлами, функции редактирования и просмотра, функции редактора работы с текстом, фильтрами, объектами и контурами, дополнения и справочную информацию.

Панель инструментов

Расположена в верхней части рабочей области экрана редактора сразу по главным меню. содержит значки-иконки, которые вызывают определенные команды редактора. Эти команды также доступны в главном меню или по комбинации клавиш. Панель инструментов предназначена для более легкого доступа к наиболее используемым функциям редактора. Из панели инструментов inkscape в один клик можно открыть новый или существующий документ, напечатать его, загрузить изображение, отменить предыдущие команды, масштабировать, откройте диалоговое окно для настройки свойства документа и т.д. Каждый значок при наведении курсора мыши отображает свою функцию с помощью всплывающих подсказок.

Если все значки панели инструментов inkscape не помещаются на экране, то доступ к ним может быть осуществлен через кнопку с двумя стрелочками с правого края панели. Щелкнув по ним, вы увидите в виде меню все остальные команды панели, значки которых не помещаются на панели. Значки могут не помещаться на панели инструментов inkscape из-за размера экрана или разрешения монитора.

Окно инструментов

Состоит из вертикального ряда кнопок, расположенного в левой части окна редактора. На картинке выше эта панель приведена горизонтально для экономии места. - это основной элемент для работы в векторном редакторе Inkscape. содержит основной набор графических инструментов для создания и редактирования фигур. В окне инструментов inkscape присутствуют инструменты для работы с геометрическими фигурами, а также свободной трансформации фигур и линий, инструменты для работы с текстом и цветом (заливка и градиенты).

При работе с инструментами, сразу под горизонтальной панелью вы можете заметить контекстную панель управления inkscape .


В зависимости от того, какой инструмент выбран в окне инструментов inkscape , изменяется вид контекстной панели inkscape . В контекстной панели отображаются настройки и параметры активного инструмента. В зависимости от ситуации изменение этих параметров может сразу повлиять на выбранный объект, а в некоторых случаях изменения параметров вступят в силу только при создании нового объекта или повлияют на существующие и новые объекты.

Холст


Холст или канва inkscape является главной рабочей областью программы. Это основная часть интерфейса, поскольку именно здесь пользователь графического редактора создает и редактирует рисунки. Холст расположен посередине окна программы и похож на изображение чистого листа бумаги, расположенного на белом фоне. По умолчанию в окне редактора сленва и сверху включены линейки, для определения координат в пикселях. Значения по умолчанию - видимость линейки и единицы измерения можно изменять в Свойствах документа.

Не смотря на то, что границы отображаемого на холсте "листа" определяют границы изображения для печати или сохранения, при рисовании размер "листа" вовсе не ограничивают область изображения. Вы даже можете сделать границы "страницы" и показанные на рисунке выше тени этих границ невидимыми. Настроить видимость границ страницы можно в свойствах документа. Некоторые пользователи предпочитают использовать границы страницы, другие используют для рисования все пространство холста.

Разметка, линейки, направляющие и сетки в inkscape

Линейки разметки

Линейка разметки расположена вверху и слева холста inkscape . Деления линейки разметки определяют расстояния в некоторых единицах, по умолчанию в пикселях. Изменить настройку единиц измерения можно в свойствах документа в меню "файл" - "Свойства документа".

Когда указатель мыши находится над холстом, на линейке появляются два черных треугольника, треугольника, которые отображают на линейке координаты курсора относительно в нижнего левого угла страницы. Эти координаты X и Y можно увидеть в строке состояния (в нижнем правом углу окна программы), рядом с параметром масштаба Z.

Обратите внимание на то, что SVG координаты начинаются в нижнем левом углу документа как обычно принято геометрии в декартовой системе координат.

Комбинация клавиш CTRL + R позволяет скрыть или отобразить линейки разметки inkscape . Также это можно сделать в главном меню "Вид" - "Показать или скрыть" - "Линейки".


Направляющие

Как пользоваться сеткой в inkscape

Используйте раскрывающийся список в диалоговом окне свойств документа (пример на рисунке справа), чтобы выбрать тип сетки, которую вы планируете использовать использовать, а затем нажмите кнопку "Создать". Под фразой "Определенные пользователем сетки" (для одного документа могут быть определены несколько сеток) будет создана новая вкладка с параметрами созданной сетки. Затем определите единицы, которые вы хотите использовать, определите точку отсчета по горизонтали и вертикали (X и Y) и расстояние между соседними линиями сетки. При использовании аксонометрической сетки появляется дополнительный параметр, определяющий угол двух линий сетки.


Галочка Включена . Отметьте её, чтобы использовать эту сетку в текущем документе.

Галочка Видима . Этот флажок определяет видимость сетки на холсте. При выключенном флажке сетка невидима. Этот параметр задает значение по умолчанию для каждой сетки таким образом, что даже если видимость в этом параметре включена, то всеравно можно переключать видимость сетки через меню или по горячей клавише #. Т.е., если в главном меню "Вид" - "Сетка" видимость сетки отключена, то сетка не будет отображаться на холсте, даже если установлена галочка "Видима".

Единицы сетки . В качестве единиц измерения для сетки доступны миллиметры, футы и пиксели. Вы можете выбрать ту размерность, которая больше всего соответствует вашим потребностям. Если особых потребностей нет, то используйте вариант по умолчанию - пиксели.

Точки отсчета по X и Y . Эти параметры определяют начальную точку сетки inkscape . Значение по умолчанию "0" (ноль), но иногда бывает удобно изменить её, особенно для определения точки края листа.

Интервал по X и Y . Эти параметры определяют расстояние между двумя линиями сетки. Эти интервалы могут отличаться для горизонтальных и вертикальных линий, таким образом, чтобы сетка может состоять из прямоугольников.

Угол по X и Z . Эти параметры доступны только для аксонометрической сетки. Они определяют углы линий сетки на оси X и Z.

Цвета линий сетки . По умолчанию для сетки используется синий цвет, но этот параметр также можно изменить. Существует два типа линий. Наиболее часто используемым является линия сетки, но когда используется сетка с маленьким шагом, и множеством линий, то отображаются основные линии сетки. Они помогают оценить расстояния. Другие цвета могут быть определены для каждого типа линии. Параметр "Основная линия сетки каждые…" определяет частоту основных линий. Обычно этот параметр равен 5 или 10.

Показывать точки вместо линий Этот параметр доступен только для прямоугольной сетки inkscape . Линии сетки иногда могут мешать при работе с инструментами рисования. Этот параметр позволяет отображать сетку в виде точек.

Панель параметров прилипания

Панель параметров прилипания позволяет легко настроить параметры прилипания объекта inkscape . Функции этой панели удобны для правильного и точного размещения объектов. Панель параметров прилипания расположена вертикально по правому краю рабочей области окна.

Палитра цветов

Это быстрый доступ к цветам, она же позволяет назначить цвета к фигурам inkscape . Она отображается в нижней части окна программы, или может быть открыта в виде отдельного окна. Для этого в главном меню "Вид" надо выбрать "Образцы цветов" или использовать комбинацию клавиш Shift + Ctrl + W

Как пользоваться палитрой цветов в inkscape

Чтобы найти цвет, который вам нравится, просто прокрутите бегунок внизу палитры и выберите цвет. Настроить палитру цветов можно, щелкнув по треугольнику в правом углу палитры и выбрав один из предложенных вариантов.

Чтобы применить цвет к фигурам "цвет заливки", просто нажмите на цвет после выбора одной или нескольких фигур.

Чтобы применить цвет к контуру, нажмите клавишу Shift во время выбора цвета.

Строка состояния - находится в самом низу окна программы Inkscape. Она отображает (слева направо):

  • Цвет заливки и обводки объекта
  • Возможность быстрой работы со слоями и переключения между ними
  • Область сообщений
  • Индикатор координат указателя мыши
  • Управление масштабом

Редактировать, копировать и сохранять.

Учебник охватывает приёмы ориентирования на холсте и работе с документами. Он даёт начальное представление об инструментах рисующих формы , о выделении, о изменении форм , группировке, установке параметров заливки и обводки , выравнивании и распределении объектов. Если ищете более глубокие знания, смотрите другие учебники из меню «Справка».

Перемещение по холсту

Есть множество способов перемещаться по холсту. Попробуйте Ctrl+стрелки для перемещения при помощи клавиатуры (Попробуйте прямо сейчас Ctrl+стрелка вниз для смещения документа вниз). Вы также можете передвигаться по холсту , зажав его поверхность средней кнопкой мыши или при помощи ползунков (нажмите Ctrl+B (тут и далее все буквы в клавиатурных комбинациях - латинские), для того что бы показать или спрятать их). Колёсико прокрутки на мышке также работает для вертикального перемещения. Для горизонтального перемещения используйте Shift вместе с колёсиком.

Изменение масштаба

Простейший способ изменить масштаб - это нажать - или + (для увеличения работает и =). Также работает вариант Ctrl+средняя кнопка мыши или Ctrl+правая кнопка мыши - для увеличения , Shift+средняя или Shift+правая - для уменьшения, или колёсико мыши с нажатым Ctrl. Как вариант , вы можете выбрать масштаб увеличения в нижнем левом углу окна документа. Значение указанно в процентах, набрав нужное нажмите Enter. Ко всему прочему есть инструмент масштабирования (среди инструментов слева), который позволяет увеличивать только необходимую выделенную область.

Inkscape хранит историю масштабов , которые вы использовали при работе. Нажмите клавишу `, чтобы вернуться к предыдущему состоянию, или Shift+` для перехода к следующему.

Инструменты Inkscape

Панель с пиктограммами в левой части окна представляет инструменты Inkscape для рисования и редактирования. В верхней части окна, под меню , находится панель управления с основными командными кнопками, и чуть ниже - панель Настройки инструментов , содержащую параметры, специфичные для каждого инструмента. Строка состояния , что в самом низу окна, будет показывать полезные подсказки во время вашей работы.

Многие действия доступны с клавиатуры. Полный справочник по клавишам можно вызвать через «Справка > Клавиатура и Мышь».

Работа с документами

Для создания нового пустого документа используйте «Файл > Создать» или нажмите Ctrl+N. Чтобы открыть существующий SVG документ, используйте «Файл > Открыть» (Ctrl+O). Для сохранения используйте «Файл > Сохранить» (Ctrl+S) или «Сохранить как...» (Shift+Ctrl+S) для сохранения файла под другим именем. (Inkscape по прежнему может быть нестабильным в работе , так что запомните важное правило - СОХРАНЯТЬСЯ ПОЧАЩЕ!!!)

Inkscape использует SVG (Scalable Vector Graphics - Масштабируемая Векторная Графика) формат для своих файлов. SVG является открытым стандартом и широко используется в графических пакетах. SVG файлы базируются на XML и могут редактироваться любым текстовым или XML-редактором (отдельно от Inkscape). Помимо SVG Inkscape может работать и с другими форматами (EPS, PNG).

Для каждого документа Inkscape открывает новое окно. Вы можете переключаться между ними разными способами в зависимости от менеджера окон (например, нажав Alt+Tab для переключения между документами по кругу). Попробуйте сейчас создать несколько новых документов и попереключаться между ними для практики.

Создание фигур

Настало время фигур! Выберите синий прямоугольник в полоске слева (или нажмите F4). Наведите курсор мыши на документ (тут же или в новом созданном окне), нажмите клавишу мыши и переместите её курсор в сторонуs - вы получите прямоугольник:

Как видите, по умолчанию прямоугольник залит синим цветом, имеет чёрную обводку и частично прозрачен. Ниже вы увидите , как изменить эти параметры. Другими инструментами вы также можете создавать овалы, звёзды и спирали:

Рассмотренные инструменты называются инструментами фигур. Каждая созданная фигура имеет один и более белых прямоугольников управления (ручек); попробуйте потаскать их туда-сюда и обратите внимание на изменение фигуры (белые точки видны только когда выбран один из четырёх инструментов: синий квадрат , коричневый круг, жёлтая звёздочка или спираль). У панели настроек инструментов свой способ настройки фигуры. Управляющие элементы в ней влияют на выбранные в настоящий момент объекты (т.е. те, ручки которых видны), а также определяют параметры новых фигур.

Для отмены последнего действия действует комбинация Ctrl+Z. (Если вы изменили решение , можно вернуть отменённое действие, используя Shift+Ctrl+Z.)

Перемещение, изменение размера и вращение

Наиболее популярный инструмент в Inkscape - это Селектор. Выбрать его можно щёлчком по чёрной стрелке (либо нажатием F1 или пробела. Этим инструментом вы можете выбрать любой объект на холсте. Щёлкните квадрат, изображённый на иллюстрации ниже:

Вокруг объекта вы увидите восемь стрелок. Теперь вы можете:


  • Передвигать объект (с нажатым Ctrl перемещения ограничеваются двумя осями: горизонтальной и вертикальной).

  • Менять размер объекта, потянув за любую из стрелок (меняя размер с нажатым Ctrl , вы сохраните пропорции ориганала).
Щёлкните по прямоугольнику ещё раз. Направление стрелок изменится. Теперь вы можете:

  • Поворачивать объект, потянув за угловые стрелки. (с нажатым Ctrl объект будет поворачиваться шагами по 15 градусов. Сместив крестик, вы сместите центр вращения.)

  • Перекашивать (наклонять) объект, двигая неугловые стрелки. (с нажатым Ctrl перекашивание будет производиться с шагом в 15 градусов.)
В этом режиме (режиме выделения объектов) вы так же можете менять размеры и расположение выделения на холсте , используя поля вверху.

В этом уроке мы нарисуем милого векторного ёжика, используя программу Inkscape. Обычно, когда речь заходит о векторе, Дёжурка публикует уроки Adobe Illustrator. Но сегодня мы решили отдать предпочтения другому графическому редактору, разнообразия ради. Этот урок подходит для изучения самых базовых и простых инструментов Inkscape.

Финальный результат

1. Рисуем тело

Шаг 1
Начнем с иголок. Выберите инструментPolygon и выберите тип Star . Затем в параметре Corners укажите значение 15, а в Spoke ratio — 0.8 . Теперь нарисуйте многоугольник с заливкой коричневого цвета. Размер на данном этапе не важен.

Шаг 2
Теперь масштабируйте фигуру до размеров 410px х 465px .

Шаг 3
Чтобы в последующих шагах добиться эффекта объема, дублируйте многоугольник и залейте его немного более темным коричневым. Позднее мы используем эту фигуру.

Шаг 4
Задайте второму (более темному) многоугольнику обводку шириной в 13px (того же цвета что и заливка). Таким образом он увеличится в объеме.

Шаг 5
Выделите оба многоугольника и откройте вкладку Object > Align and Distribute . Нажмите иконку Center on vertical axis и Align top edges . Фигуры должны выровняться так:

Шаг 6
Теперь нам нужно нарисовать внутреннюю часть тельца. Выберите инструмент Ellipse и нарисуйте круг, зажав клавишу Control . Пока круг выделен, выберите в меню Path > Object to Path, чтобы мы могли редактировать эту фигуру в дальнейшем. Укажите кругу заливку как на картинке ниже.

Шаг 7
Теперь при помощи инструмента Nodes мы превратим круг в тельце ёжика, как на картинке ниже. Итоговый размер вышел 366px на 266px .

2. Рисуем глазки

Шаг 1
Инструментом Polygon нарисуйте равносторонний треугольник. (Укажите количество углов, равное трем и удерживайте ctrl, чтобы фигура была правильной). Пока треугольник выделен, в меню выберите Path > Object to Path .

Шаг 2
Инструментом Nodes выделите все узлы и нажмите иконку Make selected nodes symmetric .

Шаг 3
Это будут темные участки под глазами. Расположите фигуру так, как указано на рисунке ниже. Мы специально перенесли фигуру на тело ёжа, чтобы было лучше видно как она смотрится...

Шаг 4
Рисуем глаз. Берем инструмент Ellipse и удерживая Control рисуем круг. Закрашиваем его темно-серым цветом.

Шаг 5
Теперь рисуем еще два маленьких круга и заливаем их белым цветом.

Шаг 6
Когда закончите работу над первым глазом, отразите его копию по горизонтали. Однако не отражайте блики!

3. Рисуем мордочку

Шаг 1
Инструментом Ellipse рисуем овал. В меню выбираем Path > Object to Path. После этого редактируем узлы, чтобы вышло как на картинке ниже.

Шаг 2
Теперь рисуем нос: тем же инструментом Ellipse рисуем сперва темно-серый овал, а следом небольшой белый, который будет бликом на носу.

На этом этапе мы должны получить примерно такой результат, как вы видите на картинке ниже. Можете экспериментировать с расстоянием мёжду глазами, размерами мордочки, носа и т. д.

4. Рисуем уши

Шаг 1
Чтобы не усложнять задачу, для создания ушей мы просто скопируем фигуру области под глазами. Только сделайте фигуру больше и поверните.

Шаг 2
Укажите ушку обводку толщиной в 12px . Задайте уху заливку розового цвета, а обводку сделайте цвета кожи ёжика. Также разместите ухо под фигурой внутреннего тельца ёжа, но над иголками. Чтобы сделать это, выделите ухо нажимайте Page Up и Page Down (Object > Raise/Lower ).


Шаг 3
Дублируйте ухо и отразите его горизонтально.

5. Используем сужающиеся линии для лап

Шаг 1
Способ создания произвольных штрихов в Inkscape заключается в создании фигуры, которая будет повторять необходимый путь. В данном примере нам нужны сужающиеся на концах линии. Для этого мы нарисовали квадрат, повернули его на 45 градусов и сплющили до указанных на картинке ниже размеров.


Также мы округлили верхние узлы.


Шаг 2
Теперь выберите инструмент Pencil . Параметр Smoothing выставите на значение 50, а в графе Shape выберите From clipboard . Значение «From clipboard» означает, что к вашему контуру будет применяться то, что вы скопировали перед тем как его нарисовать. Так что копируйте наш сплющенный квадрат (Control + C ) и попробуйте нарисовать любую линию. Вот например так:


Шаг 3
После того как вы опробовали инструмент Pencil, ничего не меняя, нарисуйте ёжику лапку. Вы можете подредактировать линию при помощи узлов, если не вышло нарисовать идеально от руки. Теперь, когда вы зададите линии коричневый цвет, вы обнаружите что это заливка вместо обводки. Чуть позже мы объясним это.


Шаг 4
Дублируйте лапку и разместите ее зеркально.

6. Рисуем ножки

Шаг 1
Ножки мы будем рисовать так же, как рисовали лапки. Вы можете просто скопировать линии, если хотите. Разместите линию в нижней части тела ёжа. Вы заметите, что нам не хватает заливки, хотя (как мы уже выяснили) как раз заливка у линий ног есть. Давайте решать эту проблему!


Шаг 2
Дублируйте линию ножки и вынесите ее за пределы ёжового тела. Поместите линию на квадрат телесного цвета (Object to Path ). Сейчас мы вырёжем необходимую нам фигуру из квадрата при помощи операций с контуром. Выделите линию ножки и квадрат и в меню выберите Path > Intersection .


Должна получиться вот такая фигура:


Шаг 3
Теперь вы можете расположить заливку для ножки под линией ножки. Чтобы сделать все ровно используйте Align and Distribute. Теперь дублируйте ножку и расположите зеркально копию.

7. Добавляем тень

Шаг 1
Давайте добавим эффект объема. Дублируйте фигуру тельца ёжа и залейте ее темно-коричневым цветом.


Шаг 2
Мы расположим эту фигуру под тельцем, ушами и ногами, но над иголками. Расположите фигуру так, чтобы она была на 10 пикселей правее и на столько же ниже фигуры тельца.


Шаг 3
Теперь сделаем тень для всего ёжика. Дублируйте фигуру иголок, задайте ей черный цвет заливки и прозрачность (Alpha ): 50 .


Шаг 4
Поместите тень на самый задний план (Lower to Bottom или клавиша End ). После этого выделите всего ёжика вместе с тень и сгруппируйте все элементы, чтобы дальше было проще работать.


Шаг 5
Добавим зеленый фон. Нарисуйте квадрат зеленого цвета размером 600 x 600px .

8. Рисуем листья

Шаг 1
Используя инструмент Pen нарисуйте фигуру из четырех узлов треугольной формы. После этого выделите нижние три узла и округлите их.


Шаг 2
После того как вы получите желаемую форму листа, тем же инструментом Pencil рисуйте детали как на картинке ниже.


Шаг 3
Давайте выкрасим лист в осенний цвет, а линии сделаем полупрозрачными.


Шаг 4
Не забываем о стебле. Просто нарисуйте его тем же инструментом Pencil, и укажите толщину в 2 пикселя и округленный кончик (rounded cap) . Цвет выберите темно-серый. Также скорее всего вам придется поместить его под сам лист.


Шаг 5
Чтобы получилось совсем замечательно, дублируем листик дважды и раскрашиваем копии в разные цвета. Теперь сгруппируйте каждый листик отдельно.

9. Разбрасываем листья

Шаг 1
Теперь нам нужно раскидать листья по фону. Начнем с первого листа. Выделите его и сразу после этого выберите инструмент Spray. Выставите параметры так, как показано на картинке ниже.


Шаг 2
Теперь вы можете просто кликая и удерживая левую кнопку мыши разбрасывать листья.


Шаг 3
Ту же процедуру повторите с листьями остальных цветов. После того как закончите, выделите все листья (удерживая shift) и сгруппируйте их.


Шаг 4
Не снимайте выделения с группы листьев. Зайдите в меню Filters > Shadows and Glows > Drop Shadow. Укажитенастройки как показано на картинке ниже.


Шаг 5
Теперь мы может отправить все листья под ёжа и над зеленым фоном.

Ёжик готов!

Автор урока — Aaron Nieze .
Перевод — Дежурка.

 

 

Это интересно: