→  Информационно-аналитические услуги: разновидности, характеристика - Основы информационно-аналитической деятельности Библиотека русских учебников. Библиотечные услуги. Их классификация Основные виды документальных услуг в библиотеке

 Информационно-аналитические услуги: разновидности, характеристика - Основы информационно-аналитической деятельности Библиотека русских учебников. Библиотечные услуги. Их классификация Основные виды документальных услуг в библиотеке


Библиотечные услуги

Наиболее ярко в деятельности библиотек представлены услуги по организации общения. Во многих библиотеках, особенно школьных, в том числе и сельских школ, существуют клубы, например, "Клуб юного историка", "Клуб любителей фантастики" и т.п. В некоторых сельских библиотеках появились видео-клубы, которые заметно меняют библиотечную атмосферу и библиотечную среду. Среди других услуг по организации общения читателей в сельских библиотеках распространены, как и прежде, читательские конференции, лектории, викторины, вечера, литературные гостиные и т.п.
В последнее время во все большем числе городских библиотек стали возникать такие формы общения, как "телефон доверия", "кабинеты психологической помощи", "кабинеты доверия ", "телефон поддержки" и т.д. Эти формы - реакция библиотеки на реальную потребность читателей, испытывающих сложности в процессе общения, в сущности - попытка библиотеки помочь ему в прохождении социализации. В сельских библиотеках эта потребность реализуется, конечно, тоже, но, как правило, в непосредственном общении с библиотекарем.
Слабее, но все же достаточно широко в библиотечном обслуживании сельских учащихся представлены услуги информирования. Среди них - информирование о наличном фонде (тематические выставки, тематические обзоры литературы). В последние годы библиотеки стали стремиться проводить циклы мероприятий такого рода.
В процессе библиотечного обслуживания сельского населения значительное место занимают услуги текущего информирования, когда библиотека постоянно предоставляет информацию по интересующему вопросу кому-либо: учителю-предметнику, директору школы, директору хозяйства, предпринимателю и т.д. Ряд сельских библиотек постоянно публикуют информационные списки новой литературы (как правило, ежеквартальные), бюллетени новинок ("Новинки издательств", "Читайте в журналах" и т.д.).
Заметное место в работе, как городских библиотек, так и библиотек, работающих в сельской местности занимают учебно-консультационные услуги.
Их можно разделить на библиотечные и не библиотечные.
Обе эти ипостаси представлены в библиотеках довольно ярко.
Библиотечные учебно-консультационные услуги, это: библиотечные уроки, консультации ("Как работать над рефератом", "Справочный аппарат библиотеки"), лектории ("Что такое "культура чтения""?), экскурсии по библиотеке и т.д. Многие библиотеки проводят "Дни библиографии", в ряде библиотек существуют кружки быстрочтения; кое-где работают школы ("университеты") библиотечно-библиографических знаний.
Конечно, в сельских условиях вся эта работа заметно осложнена: не хватает нужной литературы, зачастую нет приспособленного помещения и т.д. Услуги не библиотечного обучения, это: кружки иностранных языков, всевозможных поделок (вязания, рисования), а также кукольный, театральный и другие. Во многих случаях они органически вошли в жизнь сельской библиотеки. Такой симбиоз придает дополнительную окраску деятельности библиотеки, делает ее более привлекательной и способствует ее авторитету в сельском социуме.
В городских библиотеках целый ряд услуг предоставляется за особую плату, т.е. оказывается т.н. платные услуги.
В число платных услуг, как правило, входят: ксерокопирование, абонемент выходного дня, особо сложный поиск литературы, оформление библиографических списков к дипломным и курсовым работам, ночной прокат книг, подбор текстов к юбилейным датам, возможность переписать музыкальное произведение или курс иностранного языка на дискету, а также просмотр журналов мод, снятие выкроек и др.
Надо заметить, что плата за услуги невелика, кроме того, как правило, платная услуга имеет бесплатный аналог. В сельских библиотеках, как в муниципальных, так и в школьных, платные услуги, практически, не оказываются.
Прежде всего, потому, что платежная способность сельских читателей невысока, а также и потому, что реализация такого подхода противоречит общинной морали, которая на селе до сих пор сильна. Кроме того, сельская библиотека зачастую и не имеет возможности оказывать такие информационно емкие услуги.
Услуги по организации библиотечного комфорта также довольно широко предоставляются пользователю городских библиотек. Почти все они стараются приблизить временные параметры своей деятельности к реальным нуждам читателей, вводят новые возможности резервирования документов и т.д. Сельской библиотеке, в силу того, что зачастую там работает только один библиотекарь, да и то не всегда на полную ставку, оказать эти услуги труднее.
К услугам библиотечного комфорта относятся и услуги приближения обслуживания к пользователю и услуги обеспечения дифференцированного обслуживания.
Услуги такого рода, как пользование телекоммуникационными каналами, дающие большие возможности приближения информации к пользователю, вхождения в интернет и т.д. практически в сельских библиотеках не представлены. Очень редко такие возможности есть у сельских школ. Что касается дифференцированного обслуживания, то в последнее время в сельских библиотеках стали выделять не только традиционные группы учащихся (школьники, студенты, учащиеся ПТУ и т.д.), но и такие группы, как "безработные", "подростки-инвалиды", "одаренные дети".
К этим читательским группам сельская библиотека формирует особый подход. В основе библиотечного обслуживания этих групп читателей лежит не только оказание помощи в получении информации, но и желание информационными средствами помочь в жизненных, житейских проблемах. Существование такого подхода позволяет высказать мысль о том, что часть библиотекарей, в том числе, сельских, ощущает (как правило, спонтанно) библиотечное обслуживание как одно из условий социальной защиты формирующейся личности. Конечно, такая философия библиотечного обслуживания просматривается не везде. Важнейшей сферой библиотечного обслуживания, где так же идут инновационные процессы, является сфера взаимоотношений пользователя и библиотекаря.
Основой отношений с пользователями библиотекари считают доброжелательность, умение вести беседу, уважительное отношение к читателю, эрудицию, такт.
Читатель, в том числе и сельский, тоже ценя в библиотекаре, прежде всего, доброжелательность, заинтересованную позицию, зачастую прощает библиотекарю его недостаточную эрудированность. Вместе с тем, безусловно, растет та часть пользователей, которая не склонна снисходительно относиться к непрофессионализму библиотекаря. Наибольшие претензии читателей относятся к глубине переработки информации, к полноте и оперативности представленной информации.
Пока, однако, таких примеров не много. Не много выявилось и тех сельских библиотек, где внедряется маркетинговый подход к обслуживанию читателей. Это и понятно, т.к. "маркетинг - это концепция, требующая пересмотра взгляда на публичную библиотеку, предлагающая новое понимание ее предназначения, механизма функционирования и побудительных факторов развития", а библиотекарь, прежде всего, сельский, в массе своей, не готов пока к осознанию изменившейся философии библиотечного обслуживания, пониманию своей деятельности как служения читателю, чего требует маркетинговый подход.
Следует отметить, все же, что отдельные очаги такого подхода есть. Это, как правило, те библиотеки, которые хорошо усвоили этическую основу библиотечного обслуживания - суверенность личности, - и видят свою задачу в оказании помощи, "усилении" личности через предоставление полной и своевременной информации.
Как правило, это библиотеки хорошо оснащенные технически: имеют компьютеры, принтеры, ксероксы и др. Однако, изучение их деятельности показывает, что эта техническая база является не причиной изменения всей деятельности библиотеки, но результатом, пришедшим вслед за осмыслением библиотекарями роли библиотеки в новой социально-культурной, экономической и информационной ситуации.
Предоставление правовой информации населению стало сегодня важнейшим направлением работы муниципальной библиотеки, в том числе и сельской.
Становление правового государства, к чему стремится Россия как равноправный член международного сообщества, невозможно без формирования правовой культуры ее граждан.
Политические и экономические изменения в жизни страны, возникновение новой правовой ситуации практически во всех сферах жизнедеятельности личности, привели к необходимости проведения реформы всей системы действующего законодательства.
В состав правовой реформы, осуществляемой в нашей стране, входит четыре компонента: разработка законодательных и нормативных актов; судебная реформа, информатизация; юридическое образование и правовое воспитание населения.
Очевидно, что одной из важнейших задач правовой реформы является решение проблемы обеспечения доступа граждан к правовой информации, на уровне местного самоуправления в том числе.
В настоящее время в стране складывается система обеспечения населения правовой информацией.

Документальная система на протяжении уже многих веков обеспечивала информационное обслуживание общества в целом и различных его институтов.

Сущность документального обслуживания заключается в том, что информационные потребности членов общества удовлетворяются путем предоставления им первичных документов, необходимые сведения из которых пользователи добывают самостоятельно.

Обычно грамотное документальное обслуживание осуществляется в два этапа: сначала пользователю предоставляется некоторая совокупность релевантных его запросу вторичных документов (этот этап называется библиографическим), а затем, после отбора пользователем из этой совокупности определенного числа уже пертинетних3 документов, ему предоставляют сами документы (этот этап называется библиотечным обслуживанием). Таким образом, потребность в информации при документальном обслуживании удовлетворяется опосредованно, через первичный документ.

Документальное обслуживание определяется как предоставление пользователю полного текста документа независимо от вида материального носителя, на котором зафиксирована информация. Поскольку оно является наиболее традиционным и обязательным для библиотек и информационных служб, технология его осуществления подробно освещена в литературе. Поэтому остановимся лишь на тенденциях развития документального обслуживания, которые достаточно ярко проявляются в последние годы.

Можно констатировать, что, несмотря на "привычность" этого вида обслуживания (с выдачей книг и ассоциируется у рядового гражданина образ библиотеки), документальное обслуживание не теряет ведущего положения и обладает большим потенциалом. Причина - стабильная потребность пользователя в тексте первоисточника. Но, если раньше библиотеки, книжные магазины, информационные службы были единственным источником удовлетворения этих потребностей, то сейчас им приходится конкурировать на рынке информационных услуг с коммерческими информационными фирмами, и, конечно, ресурсами Интернета.

В рамках документального обслуживания сохраняются традиционные виды услуг: выдача документов на дом (абонементное обслуживание) и предоставление для работы в читальном зале, однако за последние годы они претерпели существенные изменения под влиянием новых информационных технологий и, как следствие, возросших потребительских требований.

Документальное обслуживание в библиотеке можно рассматривать как понятие, характеризующее процессы обеспечения информационных потребностей пользователей с помощью документов. Основными элементами этих процессов являются: документный фонд, пользователь, библиотекарь, материальная база (компьютерная, библиотечная техника и т.д.).

Сущность документального обслуживания заключается в том, что информационные запросы пользователей удовлетворяются путем предоставления им первичных документов, необходимые сведения из которых они добывают самостоятельно. Обычно грамотное документальное обслуживание осуществляется в два этапа:

1) библиографическое обслуживание - пользователю предоставляется некоторая совокупность релевантных его запросу вторичных документов, которые являются результатом аналитико-синтетической переработки одного или нескольких первичных документов, например, библиографическое описание, аннотация, реферат, обзор, фактографическая справка (таблица);

2) библиотечное обслуживание - после отбора пользователем из совокупности определенного числа уже пертинентних документов, ему предоставляются собственно первичные документы, отражающие результаты любой деятельности, например, научный отчет, статья, описание к авторскому свидетельству, монография, учебник, т.д. Таким образом, потребность в информации при документальном обслуживании удовлетворяется через первичный документ.

Библиотечное обслуживание базируется на использовании документального фонда библиотеки, который отражает различные уровни портирование и фрагментирование разнообразных документов. Портирование - формирование совокупностей документов (например, периодические издания) или библиотечных коллекций по ряду признаков (содержание документов, форма существования и представления, автор, регион и т.п.). Фрагментирование документов - представление частей документа и/или ряда документов, подобранных по определенному признаку (тематике, читательскому назначению, формальным признакам и т.п.). Фрагментирование может основываться на портированных документах и/или тех, которые находятся вне документним фондом библиотеки. Фрагментирование можно рассматривать и как процесс предоставления части портированных или непортованих документов пользователю. Уровне организации фрагментов зависят от запросов пользователей и могут быть следующими: сигнальный (информационный), аналитический, библиографический, гипертекстовый.

Потребности пользователей в документов могут быть выражены в запросах на фрагмент (множество фрагментов документа или документов), сам документ, группа документов, сведения о документе или группе документов. Разнообразие потребностей формирует многообразие видов документального обслуживания: документне, библиографическое, смотровое (обзорно-аналитическое и обзорно-реферативне).

Таким образом, документальное обслуживание трактуется как структурированная система, которая состоит из двух составляющих по видам предоставления документов: портирование или фрагментирование. Документальное обслуживание в библиотеке осуществляется: с портованого фонда, библиографическое или смотровое - с непортованого, документне же осуществляется только при использовании возможностей электронных сетей и систем, что возможно только при информатизации общества. Таким образом, документальное обслуживание обеспечивает доступ пользователя к документам любой формы и структур.

Потребительские требования к документальному обслуживание касаются расширения ресурсной базы и повышения комфортности обслуживания, в связи с чем все чаще употребляется термин электронно-документальный сервис .

Ресурсная база документального обслуживания претерпела существенных качественных изменений. От обслуживания на базе собственного фонда и справочно-поискового аппарата (ГНА) библиотеки и информационные службы перешли к обслуживанию с использованием совокупных (распределенных) ресурсов, в т.ч. электронных.

В настоящее время документальное обслуживание невозможно без использования полнотекстовых документов в электронной форме. Для этого есть несколько путей:

o приобретение электронных документов, закрепленных на материальном носителе (дискете, CD-ROM, DVD);

o оцифровка собственных фондов с последующей организацией доступа к ним как в мереженому режиме, так и с помощью переноса информации на материальный носитель;

o организация доступа к полнотекстовым электронным документам, расположенных в сети Интернет в режиме on-line.

Последнее направление получает все большее развитие. Однако следует заметить, что ресурсы Интернет это достаточно многозначное понятие. В его структуре можно выделить как документы, предназначенные для свободного пользования; так и авторитетные "издательство" полнотекстовые базы данных, доступ к которым регламентируется определенными условиями; документы, расположенные на различных web-pecypcax: отдельные статьи, книги, использование которых может повлечь за собой нарушение авторского права.

Библиотеки идут "официальным" путем, на законных правах предоставляя своим пользователям доступ к издательских баз данных. Однако этот путь связан с решением большого количества организационных, финансовых и других вопросов, решение которых не под силу отдельной библиотеке. Поэтому во всем мире усиливается тенденция создания библиотечных консорциумов - объединений библиотек с целью решения одной или нескольких общих задач. Соблюдение изложенных нормативно-методических материалов - необходимое условие обеспечения совместимости отечественных электронных библиотек и их вхождения в мировое информационное пространство.

Библиографическое обслуживание трактуется как обеспечение пользователя библиографической информацией . Библиографическая услуга является результатом библиографического обслуживания, удовлетворяющий потребности в библиографической информации . Библиографическая информация относится к традиционным и наиболее распространенных форм информационной деятельности. Она рассчитана на широкий круг потребителей и призвана обеспечить самые разнообразные запросы при поиске документов. Библиографическая информация является основой любого научного исследования, на ее базе создают все виды информационных изданий: реферативные, аналитические, обзорные.

Итак, дефиниция библиографического обслуживания должна быть уточнена в следующий способ: это не просто обеспечение пользователя библиографической информацией, а доведение ее до пользователя в целях удовлетворения информационных потребностей. Таким образом, библиографическая информация не есть самоцель, а лишь средство для целенаправленного удовлетворения потребности в любой нужной информации. В любом случае библиографическое обслуживание является понятием более широким, чем библиографическая услуга; оно включает последнюю.

Существует еще одна терминологическая проблема. Дело в том, что информационные потребности, в том числе и библиографические раскрываются в форме информационного запроса, то есть текста, который выражает естественном языке необходимость в определенной информации. Правда, в ГОСТ 7.0-99 библиографический запрос определяется как "информационный запрос и библиографическую информацию"4. Но, в любом случае, запрос не всегда точно отражает информационную потребность, чаще всего, через индивидуальные лингвистические и логические особенности изложения, терминологической неоднозначности и др. В связи с этим и связано введение в теорию информационного поиска такие понятия, как критерий смыслового содержания в процессе

(режиме) "вопрос - ответ". В силу субъективности процесса "вопрос - ответ" необходима определенная формализация. В частности, на основе существующих ныне искусственных языков (информационно-поисковых языков - ИПМ) создается как бы в определенной степени формализованный заменитель запроса - поисковый образ запроса (ПОЗ). Для его формирования используются заголовки и названия разделов, глав, частей (содержание) документов, индексы и предметные рубрики действующих библиографических классификаций (УДК, ББК и др.), ключевые слова (дескрипторы), взятые из соответствующих тезаурусів и дополнены синонимами, видовыми и ассоциативными терминами из других словарей, но в любом случае соотнесенным с текстом информационного запроса пользователя.

Важно отметить, что именно характер запроса - постоянный (долговременный) или разовый - является ведущим критерием для выделения двух основных видов библиографического обслуживания: библиографическое информирование и справочно-библиографическое обслуживание.

в Соответствии с ГОСТ 7.0-99 справочно-библиографическое обслуживание (СБО) определяется как "обслуживание в соответствии с запросами потребителей информации, связанное с предоставлением справок и других библиографических услуг" .

Особым случаем ДБО является "библиографическая консультация", когда в ответ на разовый запрос даются советы по самостоятельному использованию путей и средств библиографического поиска. В практике крупных библиотек и органов НТИ сложилась уже стереотипная форма справки, выдается по поводу консультаций, например: "Нужный Вам материал можно найти в... разделе каталога (картотеки) или в... библиографических пособиях, где поиск нужной Вам информации целесообразно проводить следующим образом...".

Важно отметить, что библиографическая консультация может быть дана вместо библиографической справки из всех видов запроса. Считается, что это полезно для пользователя, поскольку он становится непосредственным участником библиографического поиска, проявляет большую активность и приобретает опыт библиографической работы.

Согласно ГОСТ 7.0-99 библиографическое информирование (БИ) определяется как "систематическое обеспечение библиографической информацией абонента".

В ГОСТ 7.0-99 выделены три разновидности БИ зависимости от категории пользователя. Индивидуальное БИ осуществляется с учетом индивидуальных информационных потребностей, постоянно действующего запроса отдельного пользователя, то есть предусматривает информирование индивида в соответствии с его потребностями. Групповое БИ осуществляется по запросу группы людей, выделенной по определенному признаку, члены которой имеют близкие по содержанию информационные потребности. Массовое БИ - информирование широкого круга потребителей информации по социально значимым темам - ориентировано на широкий круг пользователей информации.

Одной из самых распространенных форм массового БИ является издание информационных бюллетеней, в которых сведения об изданиях, поступивших в библиотеку (орган НТИ), размещают в определенном порядке (чаще всего в систематическом). Оптимальным считается ежемесячное издание бюллетеней с информационным интервалом, не превышающий полтора месяца.

Однако не все библиотеки и органы НТИ имеют возможность выдавать такие бюллетени. Поэтому соответствующие списки новых поступлений вывешивают возле стола выдачи литературы. Иногда заменяют списки картотекой, размещая ее на столе выдачи литературы. Другой выход из положения - использование средств массовой информации: местной периодической печати, радио-и телепередач. Во всех случаях целесообразно использовать известные пользователю рубрики вроде "Книжная полка", "Новые книги" и другие. Эффективной формой ознакомления с новыми поступлениями является проведение "Дней информации", "Дней специалистов" (для определенной категории пользователей - экономистов, инженеров, учителей и т.д.), выставок-просмотров (демонстрация как новых поступлений, так и ретроспективные просмотры).

Сущность дифференцированного БИ заключается в том, чтобы обеспечить для специалистов возможность постоянного слежения за новой литературой с минимальными затратами времени, предоставляя им сведения о все нужные источники информации с необходимой степенью полноты. Определяющим моментом для такого БИ является установление круга обслуживаемых специалистов, выявления их информационных потребностей с учетом не только тематического профиля их интересов, но и должностного, функционального статуса, научно-производственной и информационной активности, этапности выполнения научных исследований и специфики производства, образовательной подготовки, индивидуально-психологических особенностей и т.д.

Способы оповещения являются различными в зависимости от конкретных условий и возможностей. Конечно направляются письменные сообщения на специальных бланках, используется телефон. Применяются и специальные картотеки-наполнители, шкафы с отделениями для каждого индивидуального или группового пользователя. В этом случае важно наладить регулярное посещение абонента соответствующей библиотеки или органа НТИ. Абонент знакомится с накопленной информацией и делает заявку на документы, которые его заинтересовали, может уточнить запрос.

Наиболее прогрессивной формой дифференцированного БИ считается система избирательного распространения информации (ВРИ). Основное ее свойство - наличие постоянных клиентов и обратной связи между пользователями и библиографической службой. На сегодня действуют как ручные, так и автоматизированные системы ВРИ. Ручные системы обслуживают небольшое количество абонентов (30-50) на основе специально разработанного рубрика тора (перечня тем), который в совокупности охватывает определенную конкретную отрасль знания. Пользователи замечают в нем те рубрики, которые соответствуют их профессиональным информационным потребностям. Обычно каждой предметной рубрике присваивается условный цифровой код, которым индексируются и запросы, и документы, которые вводятся в систему. Это облегчает определение необходимого числа карт для рассылки абонентам.

Этот же принцип положен в основу автоматизированных систем ВРИ. Отличие заключается в том, что сформулированные на естественном языке запросы переводятся на информационно-поисковую язык (ИПМ) данной системы (в большинстве случаев дескрипторну) и вводятся в память машины, образуя массив поисковых образов запросов (ПОЗ). Библиографические описания документов, которые вводятся в систему, также индексируются той же ИПМ и образуют массив поисковых образов документов (ПОД). Машина осуществляет сравнение ПОЗ и ПОД и в случае их совпадения на выходном устройстве печатает естественном языке библиографическую информацию в виде списка документов с указанием абонентов, которым он должен быть направлен.

Для обеспечения полноты и точности БИ пользователям направляются сигнальные карточки с анотованими или реферативными библиографическими списками. Вместе с сигнальными карточками как их составная часть абонентом направляется талон обратной связи для оценки ими полученной информации.

Как упоминалось выше, в связи с внедрением Интернет-технологий в библиотеках появился новый вид информационных услуг - так называемая "виртуальная справка".

Сроки "виртуальная справка" или "виртуальная справочно-информационная служба" (англ.: virtual reference) используют в качестве синонимов к аналогичных терминов: "цифровая справка", "электронная справка", "живая справка", "справка в реальном времени". Все они означают организацию справочно-библиотечного обслуживания (ДБО) пользователей библиотеки через Интернет, когда пользователи имеют возможность обратиться в библиотеку с информационным запросом при помощи сети, а также через нее получить ответ. Благодаря этому достигается значительная экономия времени для пользователей, а библиотеки повышают свою популярность и роль в обществе как справочно-информационных центров.

Наиболее доступной для библиотек и популярной среди пользователей стала служба "Виртуальная справка", куда может направить свой запрос любой пользователь Интернета, который заходит на сайт библиотеки.

Виды ответов в процессе виртуального СБО такие же, как и в традиционном СБО: библиографические справки (адресные, тематические, уточняющие) и фактографические, консультации библиографические и фактографические. Виды ответов представлены на рис. 13 .

Рис. 13. в

Учитывая традиционный алгоритм ДБО и особенности "виртуальной справки", Г.М. Швецова-Водка предлагает определить алгоритм виртуального СБО как такой, который состоит из шести этапов: приема запроса, формирование поискового образа запроса (ПОЗ), определение источников поиска, поиск информации, оформление ответа отправка ответа :

1. Прием запроса.

1.1. Уточнение сведений о читателе.

1.2. Уточнение сведений о цели запроса.

1.3. Определение темы.

1.3.1. Формирование темы.

1.3.2. Определение области знания.

1.3.3. Формирование ключевых слов.

1.4. Уточнения объема необходимой информации.

1.4.1. Необходимые виды документов.

1.4.2. Хронологические рамки отбора.

1.4.3. Язык документов.

1.4.4. Приблизительное количество записей.

2. Формирование поискового образа запроса (ПОЗ).

2.1. Определение предметных рубрик.

2.2. Кодирование запроса по схеме классификации (индексирования).

3. Определение источников поиска.

3.1. Электронный каталог и картотека данной библиотеки.

3.2. Другие электронные БД данной библиотеки.

3.3. Карточные каталоги, систематические картотеки газетных и журнальных статей данной библиотеки.

3.4. Другие картотеки библиотеки.

3.5. Справочные издания.

3.6. Печатные библиографические пособия.

3.7. Интернет ресурсы.

4. Поиск информации по определенным источникам в соответствии с объемом необходимой информации и ПОЗ.

5. Оформление ответа.

5.1. Описания документов.

5.2. Указания шифра (местонахождение) каждого документа.

5.3. Формирование библиографического списка.

5.4. Указание использованных источников поиска.

5.5. Написание письма-ответа.

6. Отправки ответа.

Охарактеризованный алгоритм виртуального СБО применяется при выполнении любого вида информационного запроса. Вместе с тем выполнение отдельных видов библиографических запросов имеет некоторые особенности, показанные на рис. 14 .

Рис. 14. в

Таким образом, услуги библиотечного обслуживания направлены на получение пользователем - документа с "традиционной" библиотеки или электронной копии документа с электронной (или виртуальной, цифровой, распределенной) библиотеки. Услуги библиографического обслуживания (консультации, справки и т.д.) направлены на получение пользователем сведений о документе: библиографического описания или их совокупности в виде списков, обзоров, аннотаций.

В основе методического обеспечения лежит аналити­ческая деятельность библиотек - методических центров, поскольку квалифицированные методические рекоменда­ции I ребуют анализа существующей библиотечной практи-ки и уровня работы библиотек.

В настоящее время аналитическая деятельность методи­ческих служб испытывает серьезные затруднения, связан­ные с резким сокращением библиотечной отчетности и Восходящей информации от библиотек. Это обстоятельство С Особой остротой ставит проблему методического монито­ринга - системы слежения за изменениями в библиотечном и- к- Он призван, во-первых, обеспечить восходящий поток информации о деятельности библиотек, анализ которой Позволил бы судить об уровне их работы, и, во-вторых, о Новшествах в библиотечном деле и их распространении по сети библиотек

Хотя понятие "методический мониторинг" только еще входит в библиотечную практику, попытки построения системы слежения за работой библиотек и изменениями п ней уже давно предпринимались методическими l гужбами. Объектами такого слежения были библиотечные кадры, показатели работы библиотек, содержание их цеятельности. Его результаты отражались в сравнительных I I 11 пс гических таблицах, обзорах деятельности библиотек, I ра шинного рода картотеках: социально-экономического профиля региона обслуживания, библиотечной сети, оно тиотечных кадров и т.п. Однако всего этого еще недостаточно для оперативного слежения за изменениями и деятельности библиотек.

Смысл методического мониторинга заключается в не­прерывном наблюдении за изменениями, за появлением новых сведений о работе библиотек и о библиотечных новшествах. Отталкиваясь от методической практики и задач методического обеспечения деятельности библиотек, можно выделить следующие объекты методического мониторинга:

Динамику показателей деятельности библиотек;

Движение библиотечных кадров;

Выявление и распространение новшеств;

Документальный поток по библиотечному делу. Оперативное получение этих данных, наблюдение за



их динамикой позволяет оценивать уровень библиотечной деятельности и на этой основе разрабатывать методические рекомендации по совершенствованию работы библиотек.

Источниками получения сведений является различная библиотечная документация (отчетная, плановая, инфор­мационная и др.); материалы совещаний, конференций, семинаров библиотечных работников; публикации в местной | периодической печати и т.п.

Основным методом, позволяющим получать и анализи- j ровать информацию, является непосредственное ознаком ление с работой библиотеки и/или ее структурных подра зделений (филиалов, отделов и т.п.), обследование их деятельности.

В отличие от проверки, являющейся основным средством контроля деятельности библиотек в системе методического, руководства, задачей обследования является изучение пра­ктики работы библиотеки в целях выявления новшеств, ана­лиза и оценки сильных и слабых сторон ее деятельности. Обследование сопровождается оказанием коллективу; библиотеки консультационной и практической помощи и 26

проводится, разумеется, с предварительного согласия руководства обследуемой библиотеки. Обследования имеют своей целью:

Выявить в деятельности библиотеки новшества, с тем чтобы изучить их и распространить по сети биб­лиотек;

Выяснить недостатки в работе библиотеки, устано­вить их причины и способы устранения;

Определить, в какой методической помощи нужда­ется библиотека и оказать эту помощь.

Обследования библиотек могут быть фронтальными, ког­да анализируется работа библиотеки по всем участкам и на­правлениям ее деятельности, и тематическими, когда изуча­ется работа библиотеки по определенному вопросу или теме.

Наиболее плодотворными являются тематические об­следования, особенно ценные, когда они охватывают боль­шое число библиотек. При условии тщательно продуман­ного плана, единого для данного вида библиотек и для его участников, тематическое обследование дает возмож­ность составить представление о работе многих библиотек по определенной теме.

Преимущество тематического обследования состоит в I ом,что оно позволяет более глубоко и детально ознакомиться С работой библиотеки и оказать ей конкретную помощь. Однако было бы ошибкой ограничиваться только темати­ческими обследованиями и не интересоваться работой оиблиотеки в целом. Поэтому в практике методической работы сочетаются тематические и фронтальные обследо-мния.

В практике существуют разные подходы к отбору библи­отек для обследования. Некоторые методисты полагают, что для этой цели должны выбираться библиотеки, имеющие

наиболее низкие показатели работы. Мотивируется это тем, что такие библиотеки в наибольшей степени нуждаются в методической помощи.

Другой подход заключается в том, что 1ЛЯ ввСЯвДО-вания выбираются библиотеки, имеющие < ре шис показа­тели работы, что позволяет судить о среднем уровне работы библиотек конкретной сети. При этом однако упускается из виду, что одной из основных целей обследования является выявление передового опыта. Разумеется, что логичнее искать этот опыт не в отстающих и средних, а в лучших библиотеках. По уровню работы передовых библиотек можно судить и об общем уровне деятельности библиотек сети. Поэтому при выборочном обследовании низовых библиотек и филиалов целесообразно выбирать те из них, которые имеют наиболее высокие показатели в своей работе.

К обследованиям библиотек, помимо методистов при­влекаются наиболее квалифицированные сотрудники библиотеки - методического центра и работники других библиотек, особенно при взаимопосещениях библиотек. Обследование может проводиться как индивидуально од­ним человеком, так и группой (бригадой), в которую, наряду с методистами, могут входить и сотрудники других отделов библиотеки - методического центра, а также низовых библиотек.

Для обеспечения единства сбора материалов, их анализа и обобщения обследование проводится по заранее разрабо­танному плану, чем достигается полнота и последо­вательность изучения деятельности библиотек, облегчается обобщение материала, собранного разными липами.

В библиотеках - методических центрах < оспшлиются графики посещений библиотек, в которых vk.i н.тастся, кто,

когда, какую библиотеку и с какой целью посетит. При этом надо иметь в виду, что обследование - это наиболее распространенная, но не единственная цель посещения библиотеки. Посещения могут проводиться для оказания конкретной консультационно-методической помощи, участия в мероприятии библиотеки, изучения конкрет­ного библиотечного новшества и т.п.

Обследование требует тщательной подготовки, которая включает:

Изучение социально-экономического и культурного профиля того района, который обслуживается библи­отекой;

Изучение материалов о работе библиотеки (планов, отчетов, справок о предыдущих посещениях и т.п.);

Подбор и изучение регламентирующей документации, методических и библиографических пособий по теме обследования.

На основе изученных документов и материалов состав­ляется план обследования библиотеки. В нем намечаются тема и узловые вопросы обследования, его объекты и сроки проведения, методы и та документация, которая будет разработана методистом в ходе посещения библиотеки. Например, если методист предпримет анализ читательских формуляров, то итоговым документом этой процедуры будет сводная таблица их анализа. Результатом изучения библиотечного обслуживания населения будет карта-схема размещения сети стационарных и нестационарных биб­лиотек и т.п.

В методической практике применяются различные методы обследования. Среди них надо выделить прежде всего метод непосредственного наблюдения. Методист наблюдает за работой библиотекарей, присутствует на

массовых мероприятиях, m»< 1 ш i......п и......|ные пункты,

изучает непосредственно ни полки* ni..........чиий фонд,

просматривает каталоги, картотеки, т.и пня и, и ШКОТЫ и т.п.

Ценность этого метода заключаете я и том, что методист может непосредственно знакомиться с работой библиотеки и оценивать ее. Вместе с тем очевидны и ограниченные возможности этого метода. Методист может наблюдать деятельность библиотеки сравнительно короткое время, что не позволяет ему делать обобщенные выводы о ее работе.

Поэтому, наряду с непосредственным наблюдением при обследовании библиотеки используется метод изуче­ния документации. Документы привлекаются прежде всего для получения различных сведений о работе библиотеки (статистических, тематических и др.). Все извлеченные из документов сведения подвергаются качественному и коли­чественному анализу.

Наряду с использованием документации библиотеки методист может и сам создавать документы, необходимые для сбора фактических данных и анализа деятельности библиотеки (например, разрабатывает анкету для опроса библиотекарей и/или читателей; собирает отзывы чита­телей о работе библиотеки и т.д.).

При обследовании используется также метод бесед с библиотекарями, в которых уточняются детали деятельности библиотеки, выясняются положительные стороны, недостатки и трудности в ее работе; мотивы действий библиотекаря в конкретных ситуациях и т.д. Беседы с библиотекарями позволяют также выявить уровень их профессиональной и общекультурной подготовки.

Используется также метод бесед с читателями. Такие беседы проводятся прежде всего с активистами, членами читательского совета, а также с посетителями библиотеки. Основная цель заключается в том, чтобы выяснить мнение читателей о работе библиотеки, ее фонде и справочно-библиографическом аппарате, о проводимых массовых мероприятиях и т.д.

Все названные методы используются в сочетании, взаимно дополняя и контролируя друг друга.

Обследование начинается с общего ознакомления с работой библиотеки, с условиями, в которых она работает, с ее кадровым составом. Методист беседует с директором и другими руководителями библиотеки, знакомится с планом работы, с организационно-распорядительной документацией.

Дальнейшая последовательность обследования не имеет принципиального значения и устанавливается в зави­симости от местных условий. Как показывает практика, его целесообразнее вести по структурным подразделениям библиотеки, знакомясь со всеми направлениями их де­ятельности.

При определении последовательности обследования работы структурных подразделений исходят, в основном, из конкретных условий библиотеки, учитывают выходные дни отдела или филиала, часы работы, время наибольшего наплыва читателей и т.д. Методист стремится так орга­низовать знакомство, чтобы в максимально возможной степени не нарушать обычную работу структурного подраз­деления. Например, для знакомства с работой отдела обслуживания используются часы, отведенные на внутрен­нюю работу и часы наименьшего наплыва читателей. В часы наибольшей посещаемости методист может лишь вести наблюдение, не вмешиваясь в работу библиотекаря.

Сведения об аналогичных процессах, осуществляемых в разных отделах библиотеки (например, информационно­

библиографическое обслуживание, массоини работа и т.п.), в дальнейшем обобщаются методистом

Обычно обследование начинают с библиотечного фон­да, так как именно его состав во многом определяет как содержание, так и объем работы библиотеки и во многом влияет на характер выводов о ее работе.

При знакомстве с фондом обращается внимание на его состав, комплектование, использование, очищение от устаревшей литературы, правильность учета, меры по обеспечению сохранности. При этом методист активно использует документацию (тематико-типологический план комплектования, картотеки комплектования, документы суммарного и индивидуального учета и т.п.). Эти документы привлекаются для извлечения из них и последующего анализа и оценки статистических данных. Одновременно изучается правильность составления и ведения планово-учетной документации. Используется и метод непосредствен­ного изучения библиотечного фонда, особенно фонда открытого доступа, его организации, расстановки, раскры­тия. Поскольку фонд, представленный на стеллажах, далеко не полно отражает его состав, так как наиболее спраши­ваемая литература находится у читателей, методист изу­чает состав фонда выборочно по систематическому ката­логу.

При знакомстве с каталогами обращается внимание на их организацию, на соблюдение правил библиографического описания, на правильность классификации, качество редактирования. Как правило, такое изучение проводится ввиду его трудоемкости выборочно.

Суждения методиста о формировании фонда уточня­ются в беседах с членами Совета библиотеки и читателями, в ходе которых выявляются их мнения о качестве его комплектования. Разумеется, что обследование фонда, как и всех остальных участков работы библиотеки, проводится в присутствии библиотекарей, ведущих работу по комплекто­ванию, организации и использованию библиотечного фонда, что позволяет как уточнять сведения, извлекаемые ш документов, так и одновременно консультировать библиотекарей

При изучении использования библиотечного фонда обращается внимание не только на статистические показатели (количество выданной литературы, обращае мость фонда и т.п.), но и на работу с отказами. При этом важно познакомиться не только с учетом, но и с работой по их ликвидации.

При знакомстве с каталогами выборочно анализиру­ется полнота отражения в них библиотечного фонда, своев­ременность извлечения карточек на выбывшую литературу, точность расстановки карточек, своевременность выделе­ния новых рубрик и т.д.

При изучении обслуживания читателей методист, наряду с учетной документацией для извлечения статистической информации в целях ее последующего анализа (количество и состав читателей и книговыдач, читаемость, посещае­мость и т.п.), использует метод выборочного анализа чтения по читательским формулярам или требовательным листкам.

Качество индивидуальной работы с читателями оце­нивается путем непосредственного наблюдения, когда методист наблюдает работу библиотекаря с читателями и ведет записи их бесед. Разумеется, что в дальнейшем эти наблюдения уточняются в беседах с библиотекарями. О ка­честве обслуживания читателей методист судит и по их отзывам.

Наряду с изучением обслуживании чиипелсй в отделах и филиалах стационарной библиотеки обе юдуется работа передвижных библиотек (библиобусов) и выборочно - библиотечных пунктов. При этом видимо целесообразно вы­бирать для обследования библиотечные пункты, работающие в разных условиях (например, на производственном участке и в общежитии).

При изучении работы с читателями одновременно обследуется и их справочно-библиографическое и инфор­мационно-библиографическое обслуживание. Выясняется наличие и качество справочно-библиографического аппа­рата, картотек, архива выполненных справок. Просматри­ваются картотеки информационного обслуживания, анализируется качество библиографических и информа­ционных материалов, подготовленных обследуемой биб­лиотекой.

Особое внимание обращается на организацию и качество пропаганды библиотечно-библиографических знаний. При этом, наряду с изучением соответствующей ЮХументации, методист использует и метод непосред­ственною наблюдения (например, за обслуживанием читателей в библиографическом отделе, за проведением занятий по библиотечно-библиографической грамотности и т.д.), а также беседы с читателями о качестве их справочно-библиографического и информационного об­служивания.

При обследовании массовой работы библиотеки методист широко использует метод непосредственного наблюдения. Он стремится по возможности лично присутствовать на массовых мероприятиях, изучает наглядную пропаганду литературы в библиотеке. Разумеется, что привлекаются и документы, характеризующие массовую работу (протоколы читательских конференций, программы тематических ве­черов, тексты обзоров литературы, схемы книжных выставок и т.п.). Детали подготовки и проведения массовых меро­приятий уточняются в беседах с библиотекарями и читателями.

Методист знакомится с деятельностью клубов и объе­динений по интересам при библиотеке, присутствует на их занятиях и заседаниях, беседует с руководителями и участниками.

Обследуется так же деятельность читательского совета (его планы, протоколы заседаний). Методист беседует с активистами библиотеки, консультирует их по вопросам помощи библиотеке и общественного контроля за ее деятельностью. Одновременно с изучением деятельности актива методист интересуется тем, как библиотека работает с активом, привлекает его к помощи библиотеке, инстру­ктирует, поощряет и т.д.

Если библиотека является методическим центром, то изучается, как она оказывает методическую помощь биб­лиотекам. При этом знакомятся не только с методической документацией (планы методической помощи, методичес­кие материалы, справки о посещениях библиотек, учебные планы и программы повышения квалификации библиоте­карей и т.п.), но и обязательно посещают несколько биб­лиотек или филиалов, которым данная центральная библиотека оказывает методическую помощь.

Методист стремится посетить отдельные мероприятия по повышению квалификации (курсы, семинары, школы передового опыта) и, как правило, не только присутствуют на занятиях, но и принимают участие в их проведении.

Обследуется и состояние организации управления библиотекой и прежде всего работа с кадрами: наличие и качество должностных инструкций, планирование и

нормирование библиотечного труда наличие органи­зационно-распорядительной документации и i и Методист знакомится с составом кадров библиотекарей (по образо­ванию, стажу и т.п.), изучает причины сменяемости.

Особое внимание уделяется тому, как библиотекари повышают свой профессиональный и образовательный уровень. Методист изучает учебные планы производствен­ной учебы, присутствует на занятиях и принимает участие в их проведении. Профессиональный и общеобразователь­ный уровень библиотекарей уточняется в ходе бесед с ними, которые должны носить непринужденный характер и не превращаться в экзамен для библиотекаря. Вообще в ходе общения с библиотекарями методист должен проя­влять максимум доброжелательности и такта.

Методист выявляет также, как обследуемая библиотека взаимодействует с другими библиотеками, учреждениями культуры, общественными организациями, органами НТИ и т.д. В этих целях методист изучает координационные планы, беседует с директором библиотеки и руководителями структурных подразделений. В необходимых случаях вместе с директором обследуемой библиотеки посещает те биб­лиотеки, учреждения и организации, с которыми библиотека не имеет взаимосвязей, или с которыми эти взаимосвязи необходимо укрепить.

При посещении библиотеки методист не только обсле­дует библиотеку, но и оказывает ей консультативную и практическую помощь. Однако такая помощь не должна заключаться в стремлении что-то сделать за библиотекаря Основная задача помощи - научить библиотекаря передо­вым методам работы.

Собранный при обследовании фактический материал подвергается анализу и оценке, на основе которых делаются выводы об уровне работы библиотеки, об успехах и недостатках ее деятельности.

Итоги обследования отражаются в справке. В ней ука­зывается тема и сроки проведения обследования, пере­числяются посещенные библиотеки, указываются лица, принявшие участие в обследовании.

Далее в справке рассказывается о том положительном, что имеется в практике обследованной библиотеки. При этом особое внимание обращается на новшества, выявленные в ее деятельности; отмечаются существенные недостатки (если они обнаружены); анализируются их причины и способы устранения. В справке перечисляется также работа, прове­денная методистом во время посещения библиотеки (доклады, консультации, практическая помощь и т.п.).

В заключение дается общая оценка деятельности би­блиотеки и предложения по улучшению ее работы. Предло­жения следует давать конкретные, с указанием реальных сроков проведения той или иной работы.

Справка об обследовании передается директору биб­лиотеки. Один экземпляр справки хранится в методическом отделе библиотеки, осуществлявшей обследование. Методиче­ский отдел собирает и хранит справки и другие материалы посещений библиотек независимо от того, каким отделом библиотеки - методического центра было осуществлено обследование.

Итоги обследования обсуждаются на производственном совещании коллектива обследованной библиотеки, или на совете при директоре, а также на заседании читательского совета. С его результатами знакомят учредителя, в ведении которого находится обследованная библиотека.

Накоплению опыта обследования библиотек способ­ствует обсуждение его результатов в методическом отделе,

в ходе которого должен проводиться ЮТМЬНЫЙ разбор методики обследования. В дальнейшем меТОДЖЯ обязан систематически поддерживать контакты с обследованной библиотекой, помогать ей советами.

Несмотря на то, что обследования являются одной из основных форм методической помощи библиотекам, биб­лиотекарями приезд методиста в библиотеку зачастую оценивается довольно низко по сравнению с другими формами методической помощи.

Причины такого отношения заключаются в том, что оценки библиотекарей отражают объективно существующее противоречие между тем, что хочет библиотекарь получить при посещении библиотеки методистом, и тем, что дает ему методист. Библиотекари видят наибольшую ценность посещения библиотеки методистом в информации о новом в библиотечном деле и оказании практической помощи.

Поэтому не следует забывать, что основной целью обследования является не проверка, а анализ деятельности библиотеки, на основе которого и устанавливается, в какой конкретной методической помощи она нуждается. На этой осно­ве разрабатываются методические пособия и рекомендации, осуществляется повышение квалификации библиотекарей.

Восходящий от библиотек поток информации, выявлен­ные сведения об их работе кумулируются в информационной базе методического мониторинга, в информационно-поисковом аппарате, позволяющем оперативно вводить и извлекать необходимые данные.

Для методической практики важными являются про­блемы:

Создания информационной базы методического мо­ниторинга, т. е. путей получения сведений по инте­ресующим методистов вопросам;

Кумулирование этих сведений в методическом центре;

Построение поискового аппарата, позволяющего оперативно вводить и извлекать из системы необхо­димые данные.

Решение этих проблем требует создания автоматизи­рованной базы данных, включающей как "электронное досье" на каждую библиотеку (ее реквизиты; статистические данные о ее деятельности; сведения о кадрах; фактографические данные о ее работе и нововведениях и т.п.), так и постоянно пополняемые итоговые статистические показатели по сети библиотек, фактографические и библиографические сведения о новшествах и их распространении в библиотеках.

Идеальным является создание такой ИПС, которая объединяет сведения о всех объектах такого мониторинга, что позволит следить за всеми параметрами библиотечной системы и изменениями в ней для принятия как опера­тивных, так и прогнозных методических решений

В основе принятия таких решений лежит аналитическая деятельность, направленная на анализ развития и сос­тояния деятельности как отдельных библиотек, так и библиотечной сети в целом. На этой основе осуществляется методическое влияние на работу библиотек в целях методического обеспечения их деятельности, разработка методических рекомендаций, оперативная консультацион­но-методическая помощь библиотекам и т.д.

Библиотеки - методические центры осуществляют анализ как на основе непосредственного ознакомления с работой библиотек и библиотечных сетей, так и косвен­ным путем через изучение отчетных, плановых, информа­ционных и других документов библиотек.

Анализ деятельности библиотек и библиотечных систем позволяет оценить уровень их работы, выявить положительные

и негативные стороны деятельности, наметить пути ликвидации недостатков и улучшения работы

Аналитическая деятельность методических центров служит предпосылкой для повышения их организующей роли и научного уровня работы, принятия наиболее оптимальных решений и выработки перспектив дальнейшего совершен­ствования библиотечного дела. Результаты анализа исполь­зуются в перспективном планировании методического обеспечения деятельности библиотек, в подготовке для библиотек различных методических пособий и рекоменда­ций, в мероприятиях по повышению квалификации биб­лиотечных кадров.

Анализ библиотечной практики включает:

Выявление существенного и типичного в собранном фактическом материале о деятельности библиотек;

Установление места каждого факта в общей системе библиотечной практики;

Сравнение фактов для установления связей между явлениями.

Главная задача анализа - выделить из массы собран­ного фактического материала о деятельности библиотек действительно передовое, достойное распространения. Анализ должен привести к обобщенным выводам о ценности опыта библиотеки, к практическим рекомендациям по применению этого опыта в работе библиотек. Наряду с этим в анализе большое место занимает выявление конкретных недостатков библиотечной практики.

Анализ библиотечной практики - это анализ всей работы библиотеки в совокупности содержания, методов и результатов деятельности.

При анализе содержания работы основное внимание направляется на активный характер деятельности библиотек, на связь их работы с жизнью, на место работы по изучаемой теме в общем комплексе деятельности библиотеки.

Однако тематика сама по себе, как бы полно она не отвечала задачам, стоящим перед библиотекой, еще не определяет качества ее работы. Тематика отражается во всем комплексе деятельности библиотеки, в применении ею разнообразных методов и рациональных организационных форм работы. Поэтому при анализе библиотечной практики важно не только проанализировать тематику работы биб­лиотеки, но и пути, которыми она осуществлялась в ее деятельности.

Анализ методов имеет своей целью выявить, в каких конкретно формах выражается работа библиотеки, какими путями она решает поставленные задачи, раскрыть систему ее работы. При этом важно выявить особенности изучаемой библиотеки, своеобразие применения в ее практике раз­личных форм и методов.

Важнейшее место в анализе библиотечной практики занимает анализ результатов работы, так как только на его основе можно делать обобщающие выводы о том, является ли данный опыт передовым, заслуживающим распространения по всей сети библиотек. При этом важно установить связь между изменениями, внесенными в практику библиотеки, и достигнутыми результатами.

В изучении библиотечной практики используется сочетание методов количественного и качественного ана­лиза.

Количественный анализ библиотечной практики опи­рается на методы, выработанные библиотечной статис­тикой. Многообразная деятельность библиотеки выражается в различных числовых показателях (абсолютных, отно­сительных, средних), характеризующих библиотеку как с количественной, так и с качественной стороны. Эти показа­тели неравноценны по своему объему и содержанию, а, следовательно, и по значению, для анализа библиотечной практики. Одни из них регистрируют отдельные факты работы библиотеки. Другие отражают работу библиотеки за длительный период, обобщают массу отдельных фактов.

Статистика, анализируя обобщающие показатели, устанавливает связи и зависимости изучаемых явлений биб­лиотечной практики и таким образом отражает тенденции ее развития. На фоне средних статистических величин легко сопоставлять факты, легко увидеть новое и передовое, редкое и распространенное. Следуя статистическим правилам, можно с достоверностью говорить на основе выборочного изучения фактов о всей их совокупности.

Количественный анализ работы библиотеки должен не только сравнивать однотипные обобщающие показатели с плановыми, раскрывать их динамику, но и показывать взаимосвязь различных обобщающих показателей, их влияние друг на друга. При анализе библиотечной практики необходимо абсолютные, относительные и средние вели­чины рассматривать в сочетании, т. е. сравнивать одни величины с другими; выводы, полученные на основе анализа одних величин, проверять выводами, получен­ными с помощью других величин. Только при этом условии можно дать объективную оценку деятельности библиотеки, сделать обобщенные выводы, которые и являются резуль­татом количественного анализа.

Количественный анализ деятельности библиотеки дает возможность сделать обобщенные выводы об объеме и содержании ее работы, о достигнутых результатах, устано­вить связь между явлениями в библиотечной практике. Он позволяет выявить передовые библиотеки, добившиеся наилучших результатов в своей деятельности. Однако при анализе библиотечной практики мы не можем ограничи­ваться только количественным анализом деятельности библиотек. Это относится к анализу как методов биб­лиотечной практики, так и достигнутых результатов.

Изучение явлений библиотечной практики состоит прежде всего в выявлении их качественной природы. Если бы мы всегда оперировали только обобщающими пока­зателями для всего изучаемого процесса в целом, то многие индивидуальные факты, имеющие особо прогрессивное значение, остались бы незамеченными. Отклонения, выходя­щие за рамки "статистического среднего", свидетельствуют, как правило, о появлении нового. Для изучения этих качест­венно новых явлений необходимы не только количественно-статистические, но и соответствующие качественные методы.

Совершенно недостаточен количественный анализ и при определении результатов деятельности библиотеки. Ее работу нельзя оценивать только по количеству выданных книг или проведенных массовых мероприятий. Количественные показатели, отвечая на вопрос, что сделано, что достигнуто, не могут дать ответа на другой, на менее важный вопрос - как это достигнуто. Поэтому количественный анализ может дать правильные объективные выводы только в том случае, если он сочетается с тщательным и всесторонним качественным анализом.

Качественный анализ дает возможность оценить как совокупность фактов деятельности библиотеки, так и

отдельный, индивидуальный факт, отражающий новое в библиотечной практике. Его задача - ра юбраться в массе накопленных фактов, отделить основное, существенное от случайного и малозначимого; выделить конкретное, своеобразное в работе библиотеки. Важнейшей задачей качественного анализа является объяснение фактов биб­лиотечной практики, раскрытие их значения.

Сложность объяснения фактов библиотечной практики связана с многогранностью ее явлений. Этим обуслов­ливается необходимость применения совокупности качес­твенно различных методов анализа в зависимости от цели и объекта изучения.

Большое значение в анализе библиотечной практики имеет структурно-функциональный анализ. В нем объект изучения рассматривается как система, соответственно расчлененная на составные части, причем определяются функции каждой. Так при изучении практики проведения читательских конференций анализируются отдельные элементы подготовки и проведения этого массового меро­приятия, их место и значение для читательской конфе­ренции в целом.

Большое значение имеет анализ по аналогии, т.е. сравнение сходных по характеру или происхождению фактов деятельности библиотек. Такое сравнение может быть проведено как на фактическом материале о дея­тельности одной библиотеки, так и на собранном из практики ряда библиотек. Посредством этого метода устанавливается сходство или различие изучаемых явлений, их соответствие выдвинутым теоретическим положениям и методическим рекомендациям. Например, в приведен­ном примере путем анализа по аналогии сравниваются между собой отдельные читательские конференции, устанавливаются те общие элементы, из которых они состоят, определяются существенные различия.

Важное значение имеет также причинно-следственный анализ. Он позволяет раскрыть взаимодействие фактов, пока­зать, как один факт(причина) влияет на другой факт (след­ствие). В нашем примере такой анализ поможет выяснить, как применение тех или иных методов подготовки и прове­дения читательской конференции отразилось на ее результатах.

Применение различных методов качественного анализа для объяснения фактов библиотечной практики позволяет всесторонне рассмотреть явления практики и оценить их Методы количественного и качественного анализа тесно связаны между собой, взаимно обусловливают друг друга. Как невозможно только по числовым показателям дать обоснованную оценку качества деятельности библиотеки, так нельзя по отдельным фактам или даже их совокуп­ности, без количественного анализа, дать обобщенные выводы о работе библиотеки. Количественный и качес­твенный анализ - это две стороны единого процесса ана­лиза библиотечной практики. Важным этапом анализа библиотечной практики является систематизация фак­тического материала. Она предполагает известную упоря­доченность ряда фактов, их группировку по тем вопросам, по которым осуществлялся анализ.

Одним из средств такого перехода от непосредственных данных анализа к их систематизации являются статистичес­кие методы обработки. Применение их к более или менее значительному ряду фактов, выявленных в процессе анализа, позволяет получить вместо множества единичных фактов обобщенный факт. Итоги такого подсчета отражаются в статистических сводках, диаграммах и графиках и служат основой для последующего анализа.

Статистические сводки ежегодно составляются мето­дическими центрами в целях количественной и качест­венной характеристики деятельности библиотек на обслу­живаемой территории на основе статистических отчетов библиотек. Все итоги отражаются в сводках, как правило, в сравнительных числовых показателях (в сравнении с планом, с прошлым годом и т.д.). При этом используются как абсолютные, так и средние и относительные пока­затели, которые даются, как правило, по каждой биб­лиотеке и итоговые по сети библиотек.

Статистические сводки включают и текстовую часть (объяснительную записку), в которой анализируются и оценива­ются количественные показатели и их динамика, даются конкретные предложения, адресованные библиотекам.

Другим итогом аналитической деятельности являются ежегодно составляемые заключения по отчетам и планам библиотек. Заключение дается на отчет и план конкретной библиотеки или ее структурного подразделения (филиала).

Составляя заключение по плану и отчету, методист анализирует, насколько правильно и конкретно определе­ны задачи библиотеки на текущий год, как они выпол­нены, какими мероприятиями обеспечена их реализация, какова эффективность работы библиотеки, какие сущест­венные недостатки имеются в ее деятельности, насколько удачно по форме составлен план или отчет. В конце заключения даются предложения, направленные на совершенствование деятельности библиотеки.

Информационно-аналитические услуги составляют значительный процент в пределах общего понятия"информационные услуги", т.к. процесс и результата их создания присущи именно методы и средства"информац ной аналитики"(см. мод 1ки" (див. мод. 1).

Попытки разработки классификации информационных продуктов и услуг предпринимались неоднократно, сначала в библиотечной, а затем и в сфере научно-информационной деятельности. Основным недостатком"библиотечных"класс сификаций оказалось их ограничения рамками только тех услуг, которые предлагается библиотеками. Подробный анализ предлагаемых различными авторами классификаций библиотечных услуг в монографии. МЯ. Дворкина"Библи отечное обслуживание: теоретический аспект"приводится обобщенное систематизированное трактовки авторской классификации услуг, предоставляемых библиотекой .

. Документные услуги обеспечивают доступ к изданиям, архивных документов, музейных предметов на различных носителях (бумажных, электронных, компакт-дисках, аудио - и видеокассетах, микро картах и??т.п.) на разных языках или в режиме р реального времени (on-line), в режиме отложенного времени (через электронную почту,"бронирование"), для ознакомления и временного пользования (абонемент, читальный зал,. МБА, экспозиции и т.д.), для постийног в пользование (копирование на различные носители текстов, продажа документов, копий, электронная доставка документов -. ЭДДтів -. ЕДД).

. Справочные услуги предоставляют доступ к библиографическим, фактографических, концептографичних банков и баз данных, и отвечают (форма-справка) на библиографические и фактографические запросы пользователей устно, письменно, в режиме o on-line и по электронной почт.

. Должны услуги предлагают сообщение об актуальных событиях и темы, предоставляют рекламную информацию, сообщают о новых изданиях и прочее

ориентирующих (учебно-консультационные) услуги способствуют. Ознакомление пользователей с возможностями доступа к информации устно, в режиме on-line и по электронной почте (формы: консультация, лекция, урок, компьютерные курсы и др.)

. Исследовательские услуги (формы: предоставление аналитической справки, аналитического обзора, маркетингового исследования, материалов рекламного анализа, рейтинговой информации, прогнозного исследования и др.) доводят до пользователей ана. Ализ ситуации в интересующей сфері.

Автор также выделяет организационно-вспомогательные услуги: распространение и прокат баз данных, организацию пунктов обслуживания, в тч библиотечных, компьютерных, передачу факса; прием запросов по телефону, электронной почте; запись информации на дискеты пользователей; переплетные работы и др.; комплексные услуги - обслуживание по договорам с предоставлением различных услуг по выбору заказчика .

Уточнение термина"библиотечное обслуживание"и"библиотечный сервис"в современных условиях внедрения. Интернет-технологий, осуществлено в диссертационном исследовании. Соловьяненко. Д. В . Так, автор в своей оих выводах отмечает, что требует разработки концепция виртуализации библиотечных услуг, которая бы включала в себя четкие стандарты предоставления библиотечного. Интернет-сервиса (БИС) - определение услуг, которые библиотеки могут (должны) оказывать через. Интернет /. Экстранет /. Интранет-сети, перечень форм и методов предоставления таких услуг, нормативно-правовой статус субъектов онлайнового взаимодействия, ответственность в. Орин, нормы контроля количественных и качественных показателей предоставления сервиса". Что же касается предоставления библиотечного сервиса, по мнению автора,"отечественные библиотеки сегодня используют не все мои жливости, которые предоставляют. Интернет-технологии. В основном, для обслуживания пользователей пока широко используются только две самые популярные службы. Интернет - электронная почта и"всемирной паутине я"(WWW). В то же время другие технологии (услуги. Интернет), в частности, технологии обмена мгновенными сообщениями, беспроводного доступа в. Интернет, службы проведения телеконференций и т.д., также могут успешно внедряться для предоставления пользователям библиотечного сервиса".

В продолжение тезиса, высказанного. Соловьяненко. Д. В и с целью уточнения понятия"библиотечное обслуживание"-"библиотечный сервис"в условиях развития. Интернет-пространства, заметим следующее. Ввод в на ауковий обращение англоязычных терминов, в частности,"библиотечный сервис"(Library service), распространение обслуживающих возможностей электронных библиотек через новые коммуникации, технологии, программное и лингвист ичне обеспечения систем обслуживания, через использование технологий международных сетей, в частности. Интернет-технологий и сервисов: WWW-сервисов, e-mail (электронная почта), форумов, чатов и т.д., а также применения профессиональных. Интернет-сервисов: автоматизированного. МБА и электронной доставки документов - все эти обстоятельства позволяют заменить понятие"библиотечная услуга"напоняття "бібліотечна послуга" на "библиотечный сервис" . Сложилось мнение, что в профессиональной библиотечный практике следует употреблять понятие"библиотечный сервис"вместо"услуги", основанной на интенсивном проникновении. Интернет-технологий и сервисов (программ м), которые меняют не только терминологию с"услуги"на"сервис", но и существенно обновляют и развивают содержание"сервиса", придавая ему признаков"виртуальной услуги"и комплекса"традиционных"и"виртуальный х"услуг, направленных на повышение их оперативности и эффективности исп; послуг, що спрямовані на підвищення їх оперативності та ефективності виконання.

По аналогии допустимо использовать"информационный сервис"вместо понятия"информационная услуга"

Итак информационное (и информационно-аналитическое) обслуживание трактуется как область профессиональной информационной деятельности, направленной на удовлетворение разнообразных информационных потребностей

По способу удовлетворения информационных потребностей информационное обслуживание подразделяется на:

o документальное в процессе которого специалистам предоставляются первичные документы, необходимые факты и концепции из которых специалисты добывают самостоятельно;

o фактографическое путем непосредственного представления фактов и концепций (минуя первичные документы);

o концептографичне - путем представления им развернутой или интерпретированной информации

Абонемент
- Выдача книг и журналов на дом (5 экз. книг, 5 экз. журналов) на 30 дней (для читателей без постоянной регистрации в г. Москва - только журналы на 14 дней);
- Организация вне стационарных форм обслуживания читателей (передвижные библиотеки на базе школ, гимназий, ВУЗов);
- Предоставление читателям библиографических и фактографических справок;
- Помощь читателям с ограниченными возможностями в подборе литературы;

Интернет-зал
- Доступ в Интернет, электронная почта;
- Сканирование, распознавание текста;
- Распечатка информации на принтере, ксерокопирование (документы из фонда библиотеки);
- Справочно-правовая система "Консультант Плюс", Информационно-правовое обеспечение "Гарант";
- Тематические справки и консультации по поиску информации, помощь в работе с продуктами MS Office (Word, Excel, PowerPoint), системе автоматизированного проектирования и 2D-черчения AutoCAD LT 2012 и другие;
- WiFi;
- Справки по телефону для людей с ограничениями жизнедеятельности по поиску информации через Интернет;

Электронные ресурсы: ЛитРес, «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина», Национальная электронная библиотека, Электронная база периодики «EasView»;

Консультации по основам компьютерной грамотности для пенсионеров ГБУ ЦСО «Алексеевский» СВАО города Москвы;
- Практические консультации для всех;

Медиатека
- Просмотр CD-ROM, DVD-дисков,
- Выдача CD-ROM, DVD-дисков на дом не более 5 дисков одному читателю при условии постоянной регистрации в г. Москва;
- Самостоятельное осуществление интерактивного обучения иностранным языкам и компьютерным технологиям;
- Просмотр видеофильмов из фонда медиатеки;
- Прослушивание аудио и музыкальных компакт дисков;

Справочно-библиографический отдел
- Выполняет библиотечно-библиографические справки различной тематики;
- Консультирует по вопросам поиска информации в каталогах библиотеки, электронных базах данных, Интернет-ресурсах;
- Выполняет разовые запросы удаленных пользователей в режиме «онлайн» (виртуальная справка) по вопросам экономики, права и смежным наукам;
- Если Вы по каким-либо причинам не можете лично посетить нашу библиотеку, а также в случае временного отсутствия доступа к электронному каталогу, мы предлагаем Вам воспользоваться нашей виртуальной справочной службой;
- Вы можете узнать о наличии в фонде интересующего Вас источника информации (книги, журнала, газеты и пр.), а также о наличии литературы по интересующей Вас тематике, вопросу, проблеме;
- Принимаются запросы различной тематики, но приоритетными направлениями являются вопросы юриспруденции и экономики, так как фонд нашей библиотеки профилирован по этой тематике;
- Оставив свой вопрос, Вы вправе ожидать ответ не более суток (исключая форс-мажорные обстоятельства);

Читальный зал (обслуживание читателей осуществляется независимо от места их регистрации)
- Тематический подбор литературы;
- Адресная и библиографическая справка;
- Фактографическая справка;
- Поиск по электронному каталогу;
- Выдача книг и периодических изданий, в т.ч. на английском языке, по экономике, бизнесу и праву (имеется картотека книг на английском языке);
- Справка о наличии книги, газеты, журнала по телефону;
- Подбор книг и статей, из периодических изданий, для написания рефератов, курсовых, дипломных работ и диссертаций;

 

 

Это интересно: